Принципы этического и морального кодекса — ямы и ниямы — является фундаментом восьмиступенчатой йоги как системы самосовершенствования. Они были представлены мудрецом Патанджали в Йога-сутры и в трактате "Хатха йога Прадипика". Без их соблюдения сложно достичь успеха в дальнейшей практике, в частности хатха йоги.
Пять основных ям регулируют отношения личности по отношению к обществу, а пять основных ниям — по отношению к себе. А сейчас мы кратко рассмотрим пять основных ям.
- Ахимса (Ahimsa) — ненасилия, непричинення вред всему живому (людям, животным, растениям) — ни в мыслях, ни на словах, ни действиями и / или бездействием. Ахимса означает любовь, отсутствие неприязни, враждебности и желание навредить другим живым существам. Практика ахимсы не означает, что человек должен оставаться пассивной во всех жизненных ситуациях, стараясь не нанести вреда другим. Иногда и бездействие — это своего рода действие. Например, если кто-то оказывает насилие, человек, не препятствует этому, становится причастной, даже будучи бездеятельным. Ахимса — это процесс самоконтроля сознания и осознания всего, что вокруг нас. Махатма Ганди часто упоминается как хороший пример соблюдения ахимсы.
- Сатья (Satya) — внутренняя правдивость, честность во всем (в мыслях, в словах, в действиях), непременное выполнение своих обещаний и обязательств. Честность — это то, что мы очень редко находим в современном мире коррупции, и это однозначно и черта, которая должна культивироваться в отношениях между людьми. Если вы имеете привычку обманывать других, вы сами начинаете верить своей лжи. Вы нечестные только по отношению к самому себе. Честность означает в первую очередь честность по отношению к самому себе, а также отсутствие цели сознательно обмануть других людей ради собственной выгоды.
- Астея (Asteya) — неприсвоение чужого. Нарушением Аст является не только присвоение чужих вещей, но и авторства, звание, заслуг и т.д., то есть всего, не принадлежит человеку по праву. А также использование чужих вещей без разрешения и даже не по прямому назначению или не так, как хотел бы того владелец. Астея выражается в деятельности без расчета получить признание, вознаграждение или похвалу.
- Брахмачарья (Brahmacharya) — сдержанность во всем, выбор срединного пути в каждый момент существования и в каждом аспекте жизни, равновесие и гармония во всех проявлениях человеческого бытия. "Не может быть йогом тот, кто ест слишком мало или слишком много, тот, кто спит слишком мало или слишком много" Гита, 6.16. Нарушением Брахмачарья является любая несдержанность: в сексе, еде, питье, болтливость и т.д. Несдержанность приводит к потерям жизненной энергии и здоровья. Самая большая из потерь жизненной энергии связана с сексуальными отношениями, поэтому в более узком смысле брахмачарья рассматривается как отказ от неупорядоченных сексуальных взаимоотношений.
- Апариграха (Aparigraha) — свобода от жадности, накопления, стяжательства, а не привязанность к результатам своей деятельности. Практика апариграха — не придираться ненужным и не накапливать нужно. Например, если вещь не использовалась в течение года, она нужна и лучший способ ее использования — отдать эту вещь тому, кому она нужна. Испорченная еда в холодильнике, завалена одеждой шкаф, "сувениры" на полках и просто хлам, которого "рука не поднимается" избавиться — все это признаки отсутствия апариграха.
Мы познакомились с принципами ям, которые регулируют отношения личности по отношению к обществу, а сейчас пойдет речь о пяти основных ниям — принципы индивидуального поведения, соблюдение которых является очень важным на пути духовного развития.
- Шауча (Shaucha) — чистота. Чистота тела является необходимым условием для хорошего самочувствия. Хорошие привычки вроде купания очищают тело извне, асаны и пранаяма очищают тело изнутри. Практика асан тонизирует все тело, устраняя токсичные вещества и нечистоты, которые накапливаются в теле в результате попустительством своим слабостям. Пранаяма очищает и вентилирует легкие, насыщает кислородом кровь и очищает нервы. Но еще более важным, чем очистка физического тела, есть очищение разума от негативных эмоций, таких как ненависть, гнев, похоть, жадность, обман и гордыня. Внутренняя очистка дарит свет и радость. Оно приносит доброжелательность и устраняет душевный грусть, печаль и отчаяние. Будучи доброжелательным, человек видит достоинства других, а не только их недостатки и ошибки. Вместе с чистотой тела, мыслей и слов необходима также чистота пищи. Пища должна быть простой, питательной, сочной и успокаивающее, есть следует для сохранения здоровья, силы, энергии и жизни. Не стоит также переедать или есть мало.
- Сантоша (Santosha) — удовлетворенность. Недовольный ум не способен концентрироваться, поэтому удовлетворенность тем, что есть надо в себе воспитывать. Йоги не испытывают ни в чем недостатка, поэтому их удовлетворенность естественная. Удовлетворенность и спокойствие — это состояние ума. Среди людей возникают споры из-за расовое происхождение, религиозную принадлежность, социальный статус или уровень образования. Эти споры приводят к сознательным или бессознательных конфликтов и в таких случаях разум не может стать однонаправленным и концентрированным. Независимо от того, имеете вы много или ничего, приобретаете ли теряете, вы должны чувствовать, что есть больше чем достаточно. Неудовлетворенность порождает неуверенность, беспокойство и нестабильность. Все мы, безусловно, ищем чего-то. Большинство людей находят удовольствие в материальных вещах, но через некоторое время снова возникает недовольство. Когда вы поймете, что все желания никогда не смогут быть довольными, наступит время для поиска и реализации духовного. Это единственный путь действительно почувствовать удовлетворенность или Сантош.
- Тапас (Tapas) — усердие и аскетизм. Слово "тапас" происходит от корня "тап", который означает палаты, гореть, сиять или чувствовать боль. Тапас, соответственно, означает страстное стремление достичь определенной цели в жизни при любых обстоятельствах. Оно предусматривает очистку, самодисциплину и аскетизм. Всю науку воспитания и становления характера можно рассматривать как практику тапас. Есть три типа тапас: он может относиться к телу, речи и ума. Сдержанность (брахмачарья) и ненасилия (ахимса) относятся к тапас тела. К тапас языка относятся выбор безобидных слов, прославления Бога, привычка говорить правду и не говорить плохого о других. Культивирование настроения, при котором человек сохраняет спокойствие и уравновешенность в радости и печали и не теряет самоконтроля — это тапас ума. Тапас будет также и то, когда человек работает без эгоистических соображений, без надежды на вознаграждение. С помощью тапас йог развивает силу тела, ума и характера, приобретает мудрости, целостности, прямоты и простоты.
- Свадхьяя (Swadhyaya) — изучение святых писаний. Это философские размышления, беседы, чтения, способствующие осознанию, пониманию смысла жизни и пути к самосовершенствованию. Для того чтобы постоянно развиваться, человек должен читать и понимать значение больших книг и писаний, но читать много без соответствующего понимания — это вовсе не означает придерживаться принципа свадхьяя. Этот принцип важен тем, что побуждает нас общаться с духовно развитыми людьми, святыми и мудрецами и вдохновляет нас продолжать старания на пути к собственному познания. Говорят, в невежества нет начала, но оно имеет конец. А вот в знания есть начало, но нет конца. Садхака (практикующий йогу), который занимается свадхьяя, что читает свою книгу жизни, но в то же время пишет ее и имеет возможность корректировать ее. В его взглядах на жизнь происходят изменения, он начинает понимать, что все существа предназначены скорее для бхакти (служение), а не для бхога (наслаждение), что все они имеют божественную природу, что эта божественность есть в нем самом и им руководит и же энергия, которая управляет всей Вселенной. Также важно, что свадхьяя предусматривает изучение всех доступных знаний о различных философские системы, религии и взгляды. Мировые священные книги предназначены для всех, а не для какого-то определенного вероисповедания. Утвердившись в свадхьяя, йог получает неисчерпаемое поле для деятельности.
- Ишвара-пранидхана (Ishwara-Pranidhana) — посвящение своих действий и воли Божественному. Тот, кто имеет веру в Бога, никогда не отчаивается. Тот, кто знает, что все принадлежит Богу, не упадет в гордыню и не опьянеет от власти. Он не унизит себя до уровня эгоистических целей и склонит голову только для поклона Господу. Чувство следует укрощать знанием и терпением, а взять под контроль разум уже намного сложнее. Исчерпав свои возможности и не достигнув успеха, человек обращается за помощью к Богу, источнику всех сил. На этом этапе возникает бхакти — любовное служение. В бхакти ум, интеллект и воля подчинены Богу и садхака (практикующий йогу) молится: "Я не знаю, что для меня хорошо. Да будет воля Твоя ". Другие молятся о выполнении или удовлетворения своих желаний. В бхакти, истинной любви, нет места для "я" и "мое". Когда ощущение "я" и "мое" исчезает, индивидуальная душа достигает полного расцвета. Чтобы освободить ум от эгоистических мыслей, его следует заполнить мыслями о Боге. Когда ум занят мыслями об удовлетворении материальных желаний, появляется опасность, что ощущение затянут его в погоню за объектами желаний. Пытаться практиковать бхакти, а не очистив ума от эгоистических желаний, — это все равно что пытаться разжечь костер из сырых дров. В поступках личность человека отражается лучше, чем в словах. Йог учится искусству посвящать все свои поступки Богу и поэтому в них отражается его духовность.