На прошлой неделе Е. П. Б. особенно интересно говорила о "Тайной Доктрине". Мне следовало бы разобрать её высказывания и записать их с возможной точностью, пока всё это ещё свежо в памяти. Как сказала она сама, через тридцать-сорок лет эти записи могут кому-нибудь пригодиться.
"Тайная Доктрина" — всего лишь небольшой фрагмент эзотерического учения, известного высшим членам оккультных братств. В ней, как сказала Е. П. Б., содержится ровно столько, сколько сможет воспринять мир в грядущем столетии.
Здесь у меня возник вопрос, на который она ответила следующим образом:
"Мир" — означает человека, живущего в личностной природе. Этот "мир" в двух томах Т. Д. найдёт всё, что только доступно высшему его восприятию, но не более. Это не означает, однако, что ученик, не живущий в "миру", не сможет найти в этой книге больше, чем найдёт для себя "мир". Всякая форма, какой бы грубой она ни была, содержит в себе скрытый образ своего "творца". Так же и любая авторская работа, как бы она ни была неясна, содержит скрытый образ знаний автора… Из этого высказывания я заключаю, что "Т. Д." содержит в себе всё, что известно самой Е. П. Б., и даже больше, учитывая, что многое в ней исходит от людей, чьи познания несравненно обширнее её собственных. Более того, она, несомненно, имела в виду, что другой может найти в этой книге и то знание, каким она и сама не владеет. Мысль о том, что я мог бы открыть в словах Е. П. Б. то, чего она сама и не сознаёт, подстёгивает интерес. На этой идее она много задерживалась. Х после сказал: "Должно быть, Е. П. Б. теряет хватку", имея в виду, я полагаю, её уверенность в собственных знаниях. Но Y и Z, и я сам лучше, как мне кажется, её понимаем. Несомненно, она убеждает нас не цепляться за неё как за конечный авторитет, а всецело полагаться на наше собственное ширящееся восприятие.
[Дописанное позднее замечание по поводу вышесказанного: —
Я был прав. Я прочёл ей всё это, и она кивнула мне и улыбнулась. Её одобрительная улыбка чего-то да стоит! — (Подписано:) Роберт Боуэн.]
Наконец-то мы добились того, чтобы Е. П. Б. побеседовала с нами непосредственно об изучении "Т. Д.". Записываю сразу, пока всё это ещё свежо в памяти.
Чтение "Т.Д." страница за страницей, как читают любую другую книгу (её слова), неизбежно закончится путаницей. Прежде всего, даже если на это уйдут годы, нужно достичь некоторого понимания "Трёх фундаментальных принципов", данных в прологе. За этим пусть последует изучение краткого повторения — пронумерованных пунктов в разделе "Итог" к I тому (часть 1). Затем возьмите "Предварительные заметки" (т. II) и "Заключение" (т. II).
Е. П. Б. весьма определённо говорила о важности учения (в "Заключении"), относящегося ко времени появления рас и подрас. Проще, чем обычно, она объяснила, что в действительности нельзя говорить о грядущем "приходе" рас. "Нет ни ПРИХОДА, ни УХОДА, а есть лишь вечное СТАНОВЛЕНИЕ", — сказала она. Четвёртая коренная раса всё ещё жива. Так же обстоит дело и с третьей, и со второй, и с первой — то есть их проявления присутствуют на нашем теперешнем плане субстанции. Думаю, я понял, что она имеет в виду, но выразить это в словах выше моих сил. Рядом с нами и шестая подраса, шестая и седьмая коренные расы и даже люди грядущих кругов. В конце концов, это можно понять. Ученики, Братья и адепты не могут быть людьми обычной пятой подрасы, ведь раса — это этап эволюции.
Но она считает, что вне всякого сомнения, в том, что касается человечества вообще, нас (во времени и пространстве) от шестой подрасы отделяют столетия. По-моему, Е. П. Б. особенно настойчиво это подчёркивала. Она намекала на "опасности и заблуждения", возникающие вследствие идей о том, что над миром уже определённо занялась заря новой расы. По её мнению, длительность подрасы для человечества в целом совпадает с продолжительностью сидерического года (оборот земной оси — около 25000 лет). Поэтому новая раса весьма от нас далека.
В течение прошедших трёх недель мы провели замечательные занятия по изучению "Т. Д." Я должен разобрать свои заметки и с точностью записать то, что получится в итоге, пока ничего не забылось.
Е. П. Б. довольно много говорила о "Фундаментальных принципах". Она сказала: "Если кто-то воображает, что из "Тайной Доктрины" он сможет подчерпнуть удовлетворительную картину строения Вселенной, то из своего изучения он извлечёт только путаницу. "Т. Д." создана вовсе не с тем, чтобы вынести окончательный вердикт по всем вопросам бытия, а лишь чтобы вести к истине". Последнее выражение она повторила много раз.