Так уж сложилось, что человеку трудно прожить без веры. Рано или поздно каждый начинает испытывать потребность в этой жизненной опоре. Опоре для своих мыслей, поступков, надежд.
Современная общественная культура, перемешанная с опытом человечества, дает на выбор целый букет всевозможных религиозных течений, сект, философских учений и научного познания бытия. Чаще всего духовный путь личности определяется общественными или национальными факторами, по сути, не оставляя человеку право выбора. Трудно, будучи рожденным в Саудовской Аравии, придерживаться католического или протестантского вероисповедания.
Но что же делать тем, кто не может принять ни религию в ее общепринятом виде?
Что делать, если Вы понимаете основы, но категорически не согласны со способами подачи и мишурой обрядов? Что делать, если Вы материалист и идеалист в одном лице?
Много раз журналистка дворянского происхождения Елена Петровна Блаватская задавала себе подобные вопросы. Эта женщина прожила яркую и необычную жизнь, оставив за собой целое учение и последователей по всему земному шару. Пожалуй, нет на земле места, где бы она не оставила свои следы. Около двух лет она жила в вигваме, изучая быт индейцев. Перебравшись в Техас, она начала укрощать дикая жизнь Запада, полную приключений, достойных настоящего вестерна. Далее мистическая Африка. Блаватская углубилась в изучение египетской магии и оккультизма. Любопытство и тяга к познанию забросили ее на край света, в Папуа. Там Блаватская решает отказаться от благ цивилизации и примыкает к племенному сообщества. Прожив год папуаской жизнью, она чуть не вышла замуж за местного аборигена. Но все та же тяга заставила ее двигаться дальше, в страну слонов и шахмат. Индия всегда была слабостью Елены Петровны. Рада-Бай — будут называть ее позже, когда вся Индия, и весь мир узнает эту большую женщину.
В 1875 году Блаватская со своим другом Генри Стилом Олькоттом основала Теософское общество. Теософия — это божественная мудрость, мудрствования о Боге, необуддизм, синтез мистического богопознания и рациональной философии. То, что так страшно и непонятно звучит, может быть упрощено до трех основных канонов этого учения:
- Общее братство, независимо от цвета кожи, расы, пола, вероисповедания или касты.
- Сравнительное изучение религий, науки и философии.
- Исследование неизвестных законов природы и скрытых внутренних сил человека.
Блаватская выдала множество работ, в которых занималась сравнением всех ныне существующих жизненных опор. Она логическим путем доказывает родство всех религий мира. Указывает единственный источник всех ответвлений. Она отдельно рассматривает каждое и открыто рассказывает о положительных и отрицательных сторонах учения. Наука, религия и философия говорят нам об одном и том же. Вот пример симбиоза научного опыта и религиозного: В Библии сказано, что Бог создал мир за семь дней. В первый день Бог создал небо и землю, во второй отделил воду от суши, на третий день — создал растения, на четвертый — звезды, а в седьмой его большая работа была полностью закончена. Так вот, недоверие к Библии у некоторых людей начинается именно с первых стихов Ветхого завета. Человек понимает, что за семь дней создать все, что его окружает, просто невозможно! Но Блаватская находит практически научное объяснение семидневной работе Бога. Ответ сохраняют индуизм и Будда. Дело в том, что один день жизни Будды — это четыре миллиард триста двадцать миллионов земных лет. Вполне вероятно, что за семь таких дней Бог закончил конструирование нашей вселенной. Эти цифры совпадают с приблизительной расчетам ученых, только Богом они называют эволюцию.
Что же такое теософия?
Теософия — это эзотерическое учение, то есть, учение для посвященных. Для тех, кто видит пробелы в Библии и не ходит к священникам. Грешники не могут отпускать грехи грешников. Блаватская оставила современности глубокое познание религии, философии, науки, дав шанс человечеству окрепнуть и объединиться. Объединить мировые религии, избавившись стереотипов и коррумпированности внутри них. Всеобщее братство, независимо от цвета кожи, расы, пола, вероисповедания или касты.
Где Наибольшее количество теософистов? В Индии и Северной Америке. Но оно в целом, общество немногочисленно и практически никем не поддерживается. Идея всеобщего братства остается утопией, в то время как религии продолжают дробиться, приближая новые войны.
Из истории терминологии
Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция.
Основателем современной теософии считают А.П. Блаватскую. По ее инициативе в 1875 в Нью-Йорке основано теософское общество. Вскоре его центр переместился в Индию.
Термин «теософия» известный с другой века н. э., когда его стали употреблять неоплатоники: Аммоний Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах.
В «Ареопагитиках» термин «теософия» используется как синоним термина «теология». Позже теософию стали противопоставлять богословию (теологии), которое опирается на идею откровения и догматы церкви. Теософией стали называть богопознания через мистический опыт (непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза). Точнее: теософия — это такое учение о божестве, которое опирается на субъективный мистический опыт, но, в отличие от чистой мистики, стремится изложить этот опыт в виде связной системы. Когда теософия понимается в таком широком смысле, в нее включают гностицизм, неоплатонизм, каббалу, герметизм, розенкрейцерство.
Чаще используется более узкий смысл слова: тогда теософией называются мистические теории XVI-XVIII веков, которые, как правило, находились за пределами определенной конфессии и церковной христианской традиции в целом. Это теории Якоба Беме, Парацельса, Л.К.де Сен-Мартена, Эмануэля Сведенборга, Фридриха Этингер, Сен-Жермена. Многие теософов (например, Парацельс) предполагали, что теософия включает в себя не только мистический опыт созерцания Божества, но и раскрытие тайн внешней природы и осуществления чудес (тауматургию).
В еще более узком смысле термин «теософия» означает учение, основы и фрагменты которой изложены в работе А.П. Блаватской «Тайная доктрина».
В философии Фридриха Шеллинга термин «теософия» обозначал синтез мистического богопознания и рациональной философии. Теософии он противопоставлял «теософизм» — вид мистицизма, исключающий возможность научного познания. После Шеллинга термин «теософия» употребляли как названия своего мировоззрения Ф.К.фон Баадер, А.Розмини («Teosofia»), Ф.Б.Трентовський («Teosofia wszyskich ludów»).
Под влиянием Шеллинга, в системе Владимира Соловьева появляется термин «свободная теософия». Свободная теософия является целостным знанием — высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистическим знанием. Характеристика «свободная» подчеркивает отличие от традиционной теософии: свободная теософия есть творческий продукт критической мысли, опыта и мистического откровения.
Учение Е.П.Блаватской и Теософского общества
Чаще всего при упоминании термина «теософия» рассматриваются книги Елены Петровны Блаватской, которая взяла на вооружение это название. При этом никакого отношения к ранним теософских концепций (христианский мистицизм, гностицизм) нео-теософия Блаватской не имеет и носит ярко выраженный анти-христианский характер. Исследуя исторические формы религии, нео-теософия стремится объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов.
Основные положения учения изложены ниже, однако, в нескольких словах его можно выразить так: в основе происхождения мира лежит Первопричина или Абсолют. Все существующее во Вселенной, в том числе человек, несет в себе долю первопричины. Человек имеет возможность соединиться с Первопричиной. Учение Е.П.Блаватской опирается на индийскую философию (прежде всего, на буддизм, индуизм и брахманизм). Существует известное сходство между Теософией Е.П.Блаватской и Теософией Беме и Плотина.
В работах Е.П. Блаватской и других нео-теософов ставилась цель спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу, указать человеку его законное место во Вселенной.
«… Учение Блаватской — теософия — ставило целью доказать, что Природа не есть" случайное сочетание атомов ", и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они происходят; показать, что скрытая сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации. В учении отрицалось существование антропоморфного бог а-творца и утверждалась вера в Универсальный Божественный Принцип — Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сам, по своей собственной Сущности, не будучи созданным. Важнейшим для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины ».
Благодаря деятельности «Теософического общества», основанного О.Блаватской и другими в 1875 году в Нью-Йорке, теософия стала распространяться в разных странах мира в среде интеллигенции — преимущественно в Азии, а также в США, странах Европы и в Российской Империи. В начале 1910-х в мире издавалось 50 теософических журналов, в том числе и на территории сегодняшней Украины: «Вестник теософии», «Теософическое обозрение», «Теософское жизни».
Одни исследователи относят учение Е.Блаватской к религиозной философии, другие — к мистической философии, третьи — к эзотерических учений, четвертые — к космизма.
Теософия Блаватской вызвала большой резонанс в обществе. В настоящее время научному осмыслению теософии посвящен ряд конференций.
Основные положения теософии
Происхождение Вселенной
Исходной точкой Вселенной является «Непознаваемое», неописуемый Абсолют, безличный Принцип, благодаря которому все стало. Высшую триаду составляют непроявленный Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мислеоснова. Восхождение в мир божественных энергий осуществляется через сферы проявления Логоса, затем через планы: духовное, психическое, астральный и материальный.
Человек — отражение проявленного Абсолюта (микрокосм), и его настоящее внутреннее «Я» вечное и единое с Божественным «Я» Вселенной.
Учение о реинкарнации
"Эволюция человека происходит путем многочисленных воплощений, в которых он приобретает опыт, знания и самопожертвование жизнью, служением людям становится активным участником божественного преобразования и строительства на Земле и во Вселенной. <…> Гносеологическая доктрина теософии опирается на учение о карме, перевоплощение, закон жертвы и восхождении человека к своему истинному «Я», и заключенным в высшей Триединства «Атма-Будга-Манас». Человек, вступивший на путь самосовершенствования и постижения Божественной Мудрости, встречает, по теософией, множество препятствий и опасностей: чисто, огненное сердце способно устоять под натиском стихий и выдержать воздействие низких желаний, страстей, мыслей ".
Закон Кармы — закон причин и последствий
В теософии Блаватской закон кармы рассматривается с точки зрения гармонии и согласия с законами природы:
Единственный закон кармы, закон вечный и неизменный, это гармония в мире материи, столь же абсолютная, какая она в мире духа. Из этого следует, не карма награждает или наказывает нас, но мы сами награждаем или наказываем себя в зависимости от того, работаем мы вместе с природой, находясь в гармонии с ее законами, или же нарушаем их.
Философская концепция
В основе концепции теософии находится Симков принцип: 7 планов бытия, 7 принципов человека, 7 эволюционирующих рас и др.
Социально-историческая концепция
Социально-историческая концепция теософии строится на идее «Всемирного Братства Человечества», которая является ведущей во всех мировых учениях (Сангха буддизма, Умма ислама, Общество христианства и др.)