«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1857–58 гг.»

Что такое «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1857–58 гг.»?

«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1857–58 гг.»

«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1857–58 гг.»

работа К. Маркса, известная на языке оригинала под назв. «Grundrisse der Kritik der politischen Oekono-mie» (В., 1953, M., 1939). Представляет собой первый из трех вариантов «Капитала». В «Э. р.» Марксом изложена большая часть его фундаментальных полит-экономич. открытий, причем в непосредств. связи с их предпосылками. «Э. р.» знакомят с творч. лабораторией как положительных, так и филос. исследований Маркса и дают по ряду вопросов даже больше, чем окончат, вариант «Капитала». «Э. р.» – подготовит. работа не только для «Капитала», но косвенно и для «Диалектики», к-рую Маркс не успел написать (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2, изд., т. 32, с. 456). «Э. р.» заключают в себе огромное, в известный период мало изучавшееся богатство идей по диалектич. логике, философии человека, теории отчуждения, науч. коммунизму, истории, эстетике и т.п. По характеристике самого Маркса, «Э. р.» – это предпринятая им «…для уяснения вопросов самому себе…» (там же, т. 13, с. 5) «…к р и т и к а экономических категорий, или … система буржуазной экономии, критически представленная», – итог 15-летних исследований (там же, т. 29, с. 449). «Э. р.» включают в себя знаменитое «Введение» («Тетрадь „М“», впервые опубликовано на языке оригинала в «Neue Zeit», 1902–03, а в рус. переводе – в 1922) (см. тамже, т. 12, с. 709–38) и «Критику политич. экономии» (редакц. назв.). Последняя, состоит из «Главы о деньгах» (см. Архив Маркса и Энгельса, т. 4, 1933) и «Главы о капитале». Первая полная публикация на рус. яз. всех «Э. р.» – К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1–2 (1969).
Политэкономич. открытия Маркса, представленные в «Э. р.», суть следующие: абстрактный и конкретный труд (в разработке этих понятий хорошо видна роль понятия отчужденного труда); стоимость рабочей силы, или способности к труду, как понятие вместо лжепонятия «стоимость труда»; постоянный и переменный капитал, сущность произ-ва прибавочной стоимости и мн. др.
Филос. содержание «Э. р.» обнаруживает результаты нового изучения работ Гегеля и более глубокого, чем в 40-х гг., раскрытия их рацион, смысла. Руководящий ориентир для филос. изысканий Маркса – идея о совпадении субъективной диалектики с объективной, логики мышления – с логикой предмета. Это совпадение обосновывается тем обстоятельством, что «… как объективные, так и субъективные условия … представляют собой лишь две различные формы одних и тех же условий» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, 4.2, с. 347). С т. зр. монизма предметной деятельности весь историч. процесс осмысливается Марксом как развитие обществ. человека, как произ-во человеком своего предметного мира культуры и посредством этого – самого себя: «… в качестве конечного результата … выступает само общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях … Сам непосредственный процесс производства выступает здесь только как момент … Условия и предметные воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются его моментами, а в качестве его субъектов выступают только индивиды …» (там же, с. 222). Последовательно преодолевая субстанциализм, Маркс показывает, что по сути дела производит. силы и обществ. отношения являются «… различными сторонами развития общественного индивида…» (там же, с. 214), хотя в отчужденной форме их соотношение выглядит крайне извращенно.
Основанием критики Марксом форм превращенных послужило строгое разграничение им понятий опредмечивания и овеществления (см. тамже, ч. 1, с. 103– 108; ср. К. Магх, Grundrisse …, S. 78, 81–82). Из разделения самой деятельности вырастает наделение производит. сил и производств. отношений самостоятельностью и отчуждение их в виде «второго» социального мира наряду с индивидами. Взаимное дополнение частичных деятельностей, их интеграция и связь выступает подобно природному отношению независимо от индивидов (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 101, 460–61). Эксплуатация – не что иное, как количеств. аспект отношения утилизации, или полезности, ставшего всеобщим. В «системе всеобщей полезности» все низводится до роли служебного средства и ничто не признается как само по себе высшее, т.е. ценное по своей собственной сущности (см. тамже, с, 386–87).
В «Э. р.» Маркс перерабатывает понятие отчуждения и придает ему более строгий смысл, чем в работах 40-х гг. «Отчуждение условий труда от труда … лежит в основе капиталистического способа производства…» (там же, ч. 2, с. 512). В коммунизме «…с предметных моментов производства совлекается форма отчуждения» (там же, с. 347) благодаря превращению труда в самодеятельность, выступающую «…уже не как труд, а как полное развитие самой деятельности…» (там же, ч. 1, с. 281). В коммунизме, понимаемом в смысле Gemeinschaft (общность), обществ. отношения не противостоят индивидам как самостоят. бытие, а в качестве их собственных общностных отношений подчинены их собственному общностному контролю (ср. там же, с. 105). Коммунизм – никоим образом не община (Gemeinde) неразвитых, еще не обретших личностные способности индивидов, и не иерархии, коллективность, где человек – средство по отношению к целому; коммунизм есть коллективность, для к-рой развитие человека – самоцель (см. тамже, с. 476). Пока такая коллективность не сложилась, овеществл. отношения прогрессивнее и поэтому предпочтительнее, чем община или добурж. иерархич. коллективность (см. тамже, с. 105–06; см. также историч. разделы в статьях Коммунизм, Коммунистический труд).
В «Э. р.» Маркс высказывает также принципиально важные идеи о природе идеального, о категориях цель и средство, о свободном времени и т.д. Значение «Э. р.» в совр. исследованиях возрастает.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Письма, Соч., 2 изд., т. 29 (указат.); Леонтьев Л. Α., О предварит. варианте «Капитала» Маркса, М.–Л., 1946; Батищев Г. С, «Капитал» как философское произведение, в сб.: «Капитал» Маркса, философия и современность, М., 1968.
Г. Батищев. Москва.

Читать  "ЗАДАЧИ СОЮЗОВ МОЛОДЁЖИ"

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

.

Страницы: 1 2

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *