Что такое «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1857–58 гг.»?
«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1857–58 гг.»
«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1857–58 гг.»
работа К. Маркса, известная на языке оригинала под назв. «Grundrisse der Kritik der politischen Oekono-mie» (В., 1953, M., 1939). Представляет собой первый из трех вариантов «Капитала». В «Э. р.» Марксом изложена большая часть его фундаментальных полит-экономич. открытий, причем в непосредств. связи с их предпосылками. «Э. р.» знакомят с творч. лабораторией как положительных, так и филос. исследований Маркса и дают по ряду вопросов даже больше, чем окончат, вариант «Капитала». «Э. р.» – подготовит. работа не только для «Капитала», но косвенно и для «Диалектики», к-рую Маркс не успел написать (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2, изд., т. 32, с. 456). «Э. р.» заключают в себе огромное, в известный период мало изучавшееся богатство идей по диалектич. логике, философии человека, теории отчуждения, науч. коммунизму, истории, эстетике и т.п. По характеристике самого Маркса, «Э. р.» – это предпринятая им «…для уяснения вопросов самому себе…» (там же, т. 13, с. 5) «…к р и т и к а экономических категорий, или … система буржуазной экономии, критически представленная», – итог 15-летних исследований (там же, т. 29, с. 449). «Э. р.» включают в себя знаменитое «Введение» («Тетрадь „М“», впервые опубликовано на языке оригинала в «Neue Zeit», 1902–03, а в рус. переводе – в 1922) (см. тамже, т. 12, с. 709–38) и «Критику политич. экономии» (редакц. назв.). Последняя, состоит из «Главы о деньгах» (см. Архив Маркса и Энгельса, т. 4, 1933) и «Главы о капитале». Первая полная публикация на рус. яз. всех «Э. р.» – К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1–2 (1969).
Политэкономич. открытия Маркса, представленные в «Э. р.», суть следующие: абстрактный и конкретный труд (в разработке этих понятий хорошо видна роль понятия отчужденного труда); стоимость рабочей силы, или способности к труду, как понятие вместо лжепонятия «стоимость труда»; постоянный и переменный капитал, сущность произ-ва прибавочной стоимости и мн. др.
Филос. содержание «Э. р.» обнаруживает результаты нового изучения работ Гегеля и более глубокого, чем в 40-х гг., раскрытия их рацион, смысла. Руководящий ориентир для филос. изысканий Маркса – идея о совпадении субъективной диалектики с объективной, логики мышления – с логикой предмета. Это совпадение обосновывается тем обстоятельством, что «… как объективные, так и субъективные условия … представляют собой лишь две различные формы одних и тех же условий» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, 4.2, с. 347). С т. зр. монизма предметной деятельности весь историч. процесс осмысливается Марксом как развитие обществ. человека, как произ-во человеком своего предметного мира культуры и посредством этого – самого себя: «… в качестве конечного результата … выступает само общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях … Сам непосредственный процесс производства выступает здесь только как момент … Условия и предметные воплощения процесса производства сами в одинаковой мере являются его моментами, а в качестве его субъектов выступают только индивиды …» (там же, с. 222). Последовательно преодолевая субстанциализм, Маркс показывает, что по сути дела производит. силы и обществ. отношения являются «… различными сторонами развития общественного индивида…» (там же, с. 214), хотя в отчужденной форме их соотношение выглядит крайне извращенно.
Основанием критики Марксом форм превращенных послужило строгое разграничение им понятий опредмечивания и овеществления (см. тамже, ч. 1, с. 103– 108; ср. К. Магх, Grundrisse …, S. 78, 81–82). Из разделения самой деятельности вырастает наделение производит. сил и производств. отношений самостоятельностью и отчуждение их в виде «второго» социального мира наряду с индивидами. Взаимное дополнение частичных деятельностей, их интеграция и связь выступает подобно природному отношению независимо от индивидов (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 101, 460–61). Эксплуатация – не что иное, как количеств. аспект отношения утилизации, или полезности, ставшего всеобщим. В «системе всеобщей полезности» все низводится до роли служебного средства и ничто не признается как само по себе высшее, т.е. ценное по своей собственной сущности (см. тамже, с, 386–87).
В «Э. р.» Маркс перерабатывает понятие отчуждения и придает ему более строгий смысл, чем в работах 40-х гг. «Отчуждение условий труда от труда … лежит в основе капиталистического способа производства…» (там же, ч. 2, с. 512). В коммунизме «…с предметных моментов производства совлекается форма отчуждения» (там же, с. 347) благодаря превращению труда в самодеятельность, выступающую «…уже не как труд, а как полное развитие самой деятельности…» (там же, ч. 1, с. 281). В коммунизме, понимаемом в смысле Gemeinschaft (общность), обществ. отношения не противостоят индивидам как самостоят. бытие, а в качестве их собственных общностных отношений подчинены их собственному общностному контролю (ср. там же, с. 105). Коммунизм – никоим образом не община (Gemeinde) неразвитых, еще не обретших личностные способности индивидов, и не иерархии, коллективность, где человек – средство по отношению к целому; коммунизм есть коллективность, для к-рой развитие человека – самоцель (см. тамже, с. 476). Пока такая коллективность не сложилась, овеществл. отношения прогрессивнее и поэтому предпочтительнее, чем община или добурж. иерархич. коллективность (см. тамже, с. 105–06; см. также историч. разделы в статьях Коммунизм, Коммунистический труд).
В «Э. р.» Маркс высказывает также принципиально важные идеи о природе идеального, о категориях цель и средство, о свободном времени и т.д. Значение «Э. р.» в совр. исследованиях возрастает.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Письма, Соч., 2 изд., т. 29 (указат.); Леонтьев Л. Α., О предварит. варианте «Капитала» Маркса, М.–Л., 1946; Батищев Г. С, «Капитал» как философское произведение, в сб.: «Капитал» Маркса, философия и современность, М., 1968.
Г. Батищев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
.