«ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА»

Что такое «ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА»?

«ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА»

«ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА»

работа В. И. Ленина, содержащая сжатый анализ историч. корней, сущности и структуры марксизма. Написана в связи с 30-летием со дня смерти Маркса. Опубл. в легальном большевистском журн. «Просвещение» (1913, No 3). Как показал опыт революции 1905, марксистское просвещение пролетариата приобретает принцип. значение в период подъема рабочего движения. Статья и была предназначена для парт. активистов, пропагандистов марксизма среди рабочих.
Во вступит. части работы Ленин, опровергая попытки бурж. ученых представить марксизм в виде некоей «секты», стоящей «…в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации» (Соч., т. 19, с. 3), показывает, что учение Маркса «…возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма… Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма» (там же, с. 3–4). Нем. классич. философия, англ. политэкономия и франц. утопич. социализм и составляют три источника марксизма, к-рые Ленин рассматривает вместе с его составными частями.
1-й раздел статьи посвящен философии. Излагая основы марксистской философии, Ленин акцентирует внимание на ее материалистич. характере, отмечая, что она синтезировала лучшие достижения франц. материализма 18 в. и философии Л. Фейербаха. Гл. приобретение нем. классич. философии – «…д и а л е к т и к а, т.е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи» (там же, с. 4) – также было творчески усвоено марксизмом, в системе к-рого оно стало методологией науч. познания и рев. изменения мира. Материализм приобрел завершенный характер, будучи распространен марксизмом на обществ. сферу. Открытие Марксом материалистич. основы обществ. жизни Ленин считает величайшим завоеванием науч. мысли.
2-й раздел посвящен экономич. учению Маркса. Ленин дает оценку учениям англ. бурж. экономистов – А. Смита и Д. Рикардо, к-рые положили начало трудовой теории стоимости. Однако, рассматривая законы капиталистич. экономики как вечные, Смит и Рикардо не смогли вскрыть сущность прибавочной стоимости, за отношениями вещей не видели отношения между людьми. Ленин охарактеризовал учение о прибавочной стоимости как краеуг. камень экономич. теории Маркса, на основе к-рой он дал всесторонний науч. анализ капиталистич. формации. В статье Ленин формулирует осн. противоречие капитализма: «Самое производство становится все более общественным, – сотни тысяч и миллионы рабочих связываются в планомерный хозяйственный организм, – а продукт общего труда присваивается горстью капиталистов» (там же, с. 6).
В 3-м разделе Ленин рассматривает социалистич. учение Маркса. Говоря о том, что в домарксовский период наиб. серьезную критику капитализма дали социалисты-утописты, Ленин отмечает слабость утопич. социализма, к-рый не смог понять «…сущность наемного рабства при капитализме…, открыть законы его развития…», найти те силы, к-рые способны создать новое общество (там же, с. 7). Ленин обращает внимание на то, что только экономич. теория Маркса и его учение о классовой борьбе научно обосновали неизбежность гибели капитализма, указали ту силу, к-рая должна стать его могильщиком, – класс пролетариев, «…по своему общественному положению…» составляющий силу, «…способную смести старое и создать новое» (там же, с. 8).

Читать  Fallacia a sensu composito ad sen-sum divisum - это... Что такое Fallacia a sensu composito ad sen-sum divisum?

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

.


Философия — особая форма познания мира, производит систему знаний о фундаментальных принципах бытия человека, о общие существенные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Также во философией понимают форму человеческого мышления, теоретическую форму мировоззрения.

Так что же такое Философия?

Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция. Читать подробнее о теософии

Так уж сложилось, что человеку трудно прожить без веры. Рано или поздно каждый начинает испытывать потребность в этой жизненной опоре. Опоре для своих мыслей, поступков, надежд. 

Но что же делать тем, кто не может принять ни религию в ее общепринятом виде?

Что делать, если Вы понимаете основы, но категорически не согласны со способами подачи и мишурой обрядов? Что делать, если Вы материалист и идеалист в одном лице?

Много раз журналистка дворянского происхождения Елена Петровна Блаватская задавала себе подобные вопросы. Эта женщина прожила яркую и необычную жизнь, оставив за собой целое учение и последователей по всему земному шару. Пожалуй, нет на земле места, где бы она не оставила свои следы. В 1875 году Блаватская со своим другом Генри Стилом Олькоттом основала Теософское общество.

Читайте также

Читать  AUTOS EPHA
Страницы: 1 2

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *