«ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ»

Что такое «ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ»?

«ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ»

«ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ»

одиннадцать тезисов, найденных Энгельсом в записной книжке Маркса и озаглавленных «К Фейербаху». Написаны весной 1845 в Брюсселе, впервые опубл. в 1888 в качестве приложения к кн. Энгельса «Людвиг Фейербах…». «Т. о Ф.» «…неоценимы как первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 371).
Продолжая анализ проблематики, выдвинутой в «Экономическо-философских рукописях 1844», Маркс формулирует здесь мысль о том, что трактовка практики и отношение к ней составляет коренное отличие новой философии от всех форм бурж. мировоззрения. Разработка указ. проблематики невозможна без объяснения закономерностей обществ.-историч. процесса; существо этого процесса и раскрывается в «Т. о Ф.»: характеристика обществ. жизни как преимущественно практической (8-й тезис), обществ. сущность человека (6-й тезис), зависимость идеологич. явлений (в т.ч. религии) от материальных обществ. отношений (4-й и 7-й тезисы) и др. Особый интерес в этом отношении представляет 9-й тезис. Термины «чувственность», «чувственный» употребляются здесь Марксом не только в субъективном смысле (как характеристика человеческой способности восприятия, созерцания, отражения), но и в объективном – как понятие, означающее специфич. «материю» общества, не сводимую к простой совокупности индивидов и понимаемую как практич. деятельность. На этой основе, обобщая свое понимание единства опредмечивания и распредмечивания, Маркс и указывает на совпадение изменений обстоятельств и человеч. деятельности как на характерную особенность практики.
С этих позиций критикуется историч. идеализм Гегеля, Фейербаха, младогегельянцев и утопич. социалистов. Наряду с этим Маркс отмечает и положит. роль идеализма в исследовании «деятельной стороны» субъекта, в связи с чем по-новому ставятся им и проблемы гносеологии: Маркс преодолевает «созерцательность» предшествующего материа-лизма (1-й и 5-й тезисы), показывает, что истина и заблуждение есть результат развития практики и ее понимания (8-й тезис), формулирует критерий истинности познания (2-й тезис).
Исходя из того, что разрешение теоретич. загадок есть определ. функция практич. преобразований общества, Маркс формулирует знаменитый 11-й тезис, характеризующий роль теории в развитии общества.
В «Т. о Ф.» развивается и обобщается идея о человеческой эмансипации и о снятии отчуждения как процессе действи-т е л ь н о г о уничтожения частной собственности и возвращения человека «к самому себе». Связь теории с практикой в этом отношении выступает как необходимость п о л и т и ч е с к и х выводов из теоретич. исследований. Теоретич. осознание обществ. противоречий будет полным тогда, когда теория подведет к необходимости практич. борьбы за разрешение этих противоречий. В этой связи очевидна несостоятельность попыток истолкования «Т. о Ф.» в прагматистском духе (см., напр., В. Russel, Freedom versus organization, N. Y., 1934, a также A. G. Meyer, Marxism; the unity of theory and practice; a critical essay, Camb., 1954).
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 9, с. 28; т. 10, с. 261, 315–16; т. 14, с. 91–94; т. 21, с. 36, 58; Вышинский П., Пояснения к тезисам Маркса о Фейербахе, «В помощь марксистско-ленинскому образованию», 1940, No 20; Баскин Ю. Я., Произв. К. Маркса «Т. о Ф.», Одесса, 1958; Калацкий В. П., О созерцательности фейербаховского материализма («Тезисы о Фейербахе» К. Маркса), «Вестн. МГУ. Серия экономики, философии, права», 1959, No 4; Богуславский В. М., Тезисы Маркса о Фейербахе, М., 1960; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, М., 1962; Безчеревных Э. В.. От мысли к действию, М., 1964; Diamond S., Marx’s «Ninth Thesis» on Feuerbach, «Science and Society. A Marxian Quarterly», 1939, v. 3, No 2; Cornu Α., Marx’ Thesen über Feuerbach, В., 1963.
Э. Безчеревных. Москва.

Читать  A dicto secundum quid ad dictum simpliciter

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

.


Философия — особая форма познания мира, производит систему знаний о фундаментальных принципах бытия человека, о общие существенные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Также во философией понимают форму человеческого мышления, теоретическую форму мировоззрения.

Так что же такое Философия?

Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция. Читать подробнее о теософии

Так уж сложилось, что человеку трудно прожить без веры. Рано или поздно каждый начинает испытывать потребность в этой жизненной опоре. Опоре для своих мыслей, поступков, надежд. 

Но что же делать тем, кто не может принять ни религию в ее общепринятом виде?

Что делать, если Вы понимаете основы, но категорически не согласны со способами подачи и мишурой обрядов? Что делать, если Вы материалист и идеалист в одном лице?

Страницы: 1 2

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *