Что такое "ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА"?
"ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА"
"ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА"
труд Ф. Энгельса, в к-ром рассматриваются осн. проблемы первобытной истории, прослеживается эволюция семейно-брачных отношений, дается характеристика родового "коммунизма", анализируется процесс разложения родового общества, становления частной собственности, классов и гос-ва. Написан в марте — мае, опубликован в октябре 1884. При подготовке 4-го изд. работы (в 1890-91) Энгельс внес в нее значит. изменения и дополнения (особенно в главу о семье, при доработке к-рой были широко использованы результаты исследований Ковалевского), а также написал новое предисловие под назв. "К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган)". В этом предисловии (опубл. первоначально отд. статьей в июне 1891) Энгельс дал очерк развития взглядов на семью, начиная с Бахофена и кончая Л. Морганом.
Маркс высоко ценил открытия Моргана в области первобытной истории и собирался изложить результаты его изысканий в спец. работе. Замысел, к-рый Марксу помешала выполнить смерть, осуществил его верный друг и соратник, широко использовавший составленный Марксом подробный конспект книги Моргана "Древнее общество" со всеми содержавшимися в нем замечаниями. В 1-й главе "Доисторические ступени культуры" Энгельс не просто изложил предложенную Морганом периодизацию первобытной истории, но, как он сам выразился, "обобщая" ее, выделил два осн. этапа развития доклассового общества: "период преимущественного присвоения готовых продуктов природы", когда "искусственно созданные человеком продукты служат главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения", и "период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности".
Излагаемая во 2-й главе книги моргановская схема развития брака и семьи подверглась значит. пересмотру в свете новых данных. Анализируя вопрос о семье, Энгельс, в отличие от Моргана, выходит далеко за рамки первобытности, рассматривает развитие семейно-брачных отношений в классовом обществе, резко критикует бурж. семью.
В 3-й главе Энгельс раскрывает значение для науки открытия рода как осн. ячейки доклассового общества и дает глубокую и цельную характеристику первобытного родового "коммунизма". К 3-й главе примыкает четвертая, посвященная греч. роду.
Если в первых четырех главах Энгельс исходит в первую очередь из материалов и обобщений, содержащихся в моргановском "Древнем обществе", то в последующих (5–9) главах использует материалы и др. ученых. Здесь Энгельс дает анализ процессов происхождения частной собственности, имуществ. неравенства, классов и гос-ва. Разоблачая теории бурж. социологов, Энгельс показывает, что гос-во не существовало извечно, а возникло только с появлением частной собственности и связанным с ним расколом общества на враждебные классы, причем возникло как орудие класса эксплуататоров для подавления класса угнетенных; с исчезновением классов исчезнет неизбежно и государство. Работа Энгельса, охарактеризованная Лениным как "… одно из основных сочинений современного социализма…" (Соч., т. 29, с. 436), является крупнейшим вкладом в теоретич. сокровищницу марксизма и могучим идейным оружием в борьбе за коммунизм.
Лит.: Маркс К., Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, М.–Л., 1941; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, О государстве, там же, т. 29; Винников И. Н., Четвертое издание книги Фр. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", в кн.: Вопр. истории доклассового общества, М.–Л., 1936 (Тр. Ин-та антропологии, археологии и этнографии, т. 4); Золотарев А. М., "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса и совр. наука, "Историк-марксист", 1940, No 12; Семенов Ю. И., "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса и совр. данные этнографии, "ВФ", 1959, No 7; его же, Учение Моргана, марксизм и совр. этнография, "Сов. этнография", 1964, No 4; Φ. Энгельс и проблемы совр. этнографии, там же, 1959, No 6.
Ю. Семенов. Рязань.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
.
Философия — особая форма познания мира, производит систему знаний о фундаментальных принципах бытия человека, о общие существенные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Также во философией понимают форму человеческого мышления, теоретическую форму мировоззрения.
Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция. Читать подробнее о теософии
Так уж сложилось, что человеку трудно прожить без веры. Рано или поздно каждый начинает испытывать потребность в этой жизненной опоре. Опоре для своих мыслей, поступков, надежд.