Что такое «ПАМЯТИ ГЕРЦЕНА»?
«ПАМЯТИ ГЕРЦЕНА»
«ПАМЯТИ ГЕРЦЕНА»
статья В. И. Ленина, написанная в связи со столетием со дня рождения А. И. Герцена. Опубликована 25 апреля 1912 в газ. «Социал-демократ» (Париж). В статье дана оценка Герцена как дворянского по происхождению и крестьянского, мелкобуржуазного по сущности отстаиваемых идей революционера-демократа, как социалиста-утописта — основоположника народничества, как крупного мыслителя, развивавшегося в направлении к диалектич. материализму. Охарактеризована и практич. деятельность Герцена (создание вольной рус. печати, революц. агитация). Ленин рассмотрел также отношение к Герцену со стороны различных классов и партий. Все это вместе взятое дало Ленину возможность подтвердить и конкретизировать выдвинутое им еще в работе «Что делать?» положение о том, что Герцен является одним из предшественников рус. социал-демократии.
За исходный пункт при оценке Герцена Ленин брал его отношение к важнейшим событиям эпохи: революции 1848–49, крест. реформе 1861 и связанным с ней восстаниям крестьян и выступлениям разночинцев, польскому восстанию 1863. Выявление этого отношения характеризует Герцена как критика либерализма – западноевропейского и русского, что позволяет определить его как демократа, вопреки противоположному мнению рус. легальной – либеральной прессы 20 в. «Не вина Герцена, а беда его, что он не мог видеть революционного народа в самой России в 40-х годах. Когда он увидал его в 60-х – он безбоязненно встал на сторону революционной демократии, против либерализма… Он поднял знамя революции» (Соч., т. 18, с. 14).
Обращаясь к анализу отношения Герцена к зап.-европ. действительности, Ленин разоблачил ложь либерального отождествления контрреволюц. кадетского «скептицизма» и скептицизма Герцена, обусловленного незрелостью пролетарской революционности в его время. Этот скептицизм Ленин назвал «…формой перехода от иллюзий «надклассового» буржуазного демократизма к суровой, непреклонной, непобедимой классовой борьбе пролетариата» (там же, с. 11).
Ленин писал о Герцене как о мыслителе, к-рый в крепостной России 40-х гг. 19 в. «…сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени. Он усвоил диалектику Гегеля. Он понял, что она представляет из себя «алгебру революции». Он пошел дальше Гегеля, к материализму, вслед за Фейербахом… Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом» (там же, с. 9–10).
В ст. «П. Г.» сформулировано положение о трех этапах развития рус. революц. движения, развернутое затем в ряде др. произведений. Рассматривая освободит. движение в России как развитие единого рус. революц. процесса, Ленин показал, что задачи общедемократич. преобразований находили свое выражение в политич. деятельности и теориях представителей различных классов рус. общества. Сначала это – немногочисл. выходцы из дворянства, затем представители разночинной демократии и, наконец, пролет. революционеры. Дело, за к-рое боролись декабристы, Герцен, Чернышевский, народники 70-х гг., было еще не завершено к моменту столетнего юбилея Герцена, чем прежде всего и объяснялась острота борьбы вокруг его имени в 1912.
Лит.: Зельдович М., К истории статьи В. И. Ленина «П. Г.», «Вопр. лит-ры», 1957, No 3; Володин А. И., Юбилей Герцена 1912 г. и статья В. И. Ленина «П. Г.», «Ист. записки», 1960, т. 67; Ρейсер С., Против кого направлена статья В. И. Ленина «П. Г.», «Рус. лит-ра», 1962, No 2.
А. Володин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
.
Философия — особая форма познания мира, производит систему знаний о фундаментальных принципах бытия человека, о общие существенные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Также во философией понимают форму человеческого мышления, теоретическую форму мировоззрения.
Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция. Читать подробнее о теософии
Так уж сложилось, что человеку трудно прожить без веры. Рано или поздно каждый начинает испытывать потребность в этой жизненной опоре. Опоре для своих мыслей, поступков, надежд.
Но что же делать тем, кто не может принять ни религию в ее общепринятом виде?
Что делать, если Вы понимаете основы, но категорически не согласны со способами подачи и мишурой обрядов? Что делать, если Вы материалист и идеалист в одном лице?
Много раз журналистка дворянского происхождения Елена Петровна Блаватская задавала себе подобные вопросы. Эта женщина прожила яркую и необычную жизнь, оставив за собой целое учение и последователей по всему земному шару. Пожалуй, нет на земле места, где бы она не оставила свои следы. В 1875 году Блаватская со своим другом Генри Стилом Олькоттом основала Теософское общество.