«О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА»

Что такое «О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА»?

«О ЗНАЧЕНИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА»

«О ЗНАЧЕ́НИИ ВОИНСТВУЮЩЕГО МАТЕРИАЛИЗМА»

статья Ленина; написана в марте 1922 по просьбе редакции журн. «Под знаменем марксизма» (напечатана в No 3 за 1922). Останавливаясь на задачах журнала, Ленин определил в этой статье программу развития марксистской философии в совр. эпоху, рассмотрел теоретич. работу партии как составную часть плана социалистич. строительства. Политика нэпа, нек-рое оживление капиталистич. элементов и рост мелкобурж. стихии несколько способствовали усилению натиска бурж. идеологич. реакции («Смена вех», влияние концепций Шпенглера, фрейдизма, утонченных форм религии, идеалистич. истолкование достижений естествознания и т.д.). Формулирующая актуальные задачи журнала в борьбе против этого натиска бурж. идеологии, подытоживающая гл. идеи «Материализма и эмпириокритицизма» и «Философских тетрадей», ст. «О з. в. м.» является как бы филос. завещанием Ленина; она определяет направления, по к-рым должна быть продолжена работа в области философии.
Одна из осн. идей статьи – ведущая роль партии пролетариата в борьбе против свергнутой, но удесятерившей свое сопротивление буржуазии. Применительно к области философии указанный принцип требует, по Ленину, союза марксистских философов с последоват. материалистами, не принадлежащими к партии коммунистов, союза, направленного на разоблачение бурж. профессоров философии как «дипломированных лакеев поповщины». Важнейшей частью филос. работы Ленин считает систематич. пропаганду воинствующего атеизма, сочетающуюся с науч. исследованиями в области религии. Необходимо реферировать и издавать все ценное из мировой антирелиг. лит-ры и в первую очередь труды атеистов-материалистов 18 в. «Бойкая, живая, талантливая, остроумно и открыто нападающая на господствующую поповщину публицистика старых атеистов XVIII века сплошь и рядом окажется в тысячу раз более подходящей для того, чтобы пробудить людей от религиозного сна, чем скучные, сухие, не иллюстрированные почти никакими умело подобранными фактами, пересказы марксизма…» (Соч., т. 33, с. 204). Развивая мысли о социальных корнях религии, высказанные им ранее в статьях «Социализм и религия» и «Об отношении рабочей партии к религии», Ленин особо подчеркивает необходимость анализа тесной связи «…классовых интересов и классовых организаций современной буржуазии с организациями религиозных учреждений и религиозной пропаганды» (там же, с. 205).
В борьбе с религией не следует пренебрегать помощью даже нематериалистов – бурж. ученых, способных дать и дающих ценные науч. исследования в области фактич. материала, но «опровергающих» религ. предрассудки лишь для замены их более рафинированными и ухищренными предрассудками. В числе таких ученых Ленин называет нем. проф. Древса. Атеистич. пропаганду следует ставить на серьезную естеств.-науч. базу, заключая союз с «…представителями современного естество-знания, которые склоняются к материализму и не боятся отстаивать и проповедовать его против господствующих… модных философских шатаний в сторону идеализма и скептицизма» (там же, с. 206).
В ст. «О з. в. м.» Ленин обращает внимание на те идеалистич. выводы, к-рые делаются бурж. учеными из новейших открытий в области естествознания. «Надо помнить, что именно из крутой ломки, которую переживает современное естествознание, родятся сплошь да рядом реакционные философские школы и школки, направления и направленьица» (там же). Для успешной борьбы с ними необходимо совместно с естествоиспытателями внимательно следить за вопросами, к-рые выдвигает новейшая революция в естествознании. Ленинское требование союза естествоиспытателей и философов является одним из главных в намеченной им программе задач марксистов в области теории.
Принципиальное значение Ленин придает вопросу о том, как относиться марксистам к филос. наследию прошлого. Он требует опираться во всей филос. работе на традиции материализма, возражает против нигилистич. отношения к культурному наследию: «…чураться союза с представителями буржуазии XVIII века, т.е. той эпохи, когда она была революционной, значило бы изменять марксизму и материализму…» (там же, с. 205). Особо Ленин выделяет значение гегелевского филос. наследия. Без «…систематического изучения диалектики Гегеля с материалистической точки зрения…» (там же, с. 207) невозможно «…быть сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом…» (там же). Материалистически понятая диалектика Гегеля должна сыграть громадную методологич. роль в развитии естествознания и обществ. наук. «Современные естествоиспытатели найдут… в материалистически истолкованной диалектике Гегеля ряд ответов на те философские вопросы, которые ставятся революцией в естествознании и на которых «сбиваются» в реакцию интеллигентские поклонники буржуазной моды» (там же, с. 208).
Статья «О з. в. м.» пронизана идеей партийности обществ. наук, философии. В связи с этим Ленин ставит вопрос об организации всей научно-теоретич. воспитат. работы, ее содержании, подборе преподават. кадров и т.д. На конкретном анализе социологическою исследования П. Сорокина Ленин показывает», как защитники буржуазии, прикрываясь ширмой научности, демократизма, ссылками на статистику и т.д. проводят реакц. крепостнич. взгляды. Ленин предлагает отстранить от преподавания подобных «образованных» реакционеров, требует объявить последоват. борьбу против бурж. идеологии с позиций марксизма.
Задачи, поставленные Лениным в ст. «О з. в. м.» перед философией, служат руководством в теоретич. деятельности КПСС, всех философов-марксистов.
Лит.: Крупская Н., Воспоминания, связанные со статьей Ленина «О з. в. м.», «Вестн. Ком. Академии», 1933, No 6; Новиков А. И., Из истории написания работы В. И. Ленина «О з. в. м.», в кн.: Тр. Ленингр. Гос. библ. ин-та, т. 6, Л., 1959, с. 169–73; Крывелев И. Α., Филос. завещание В. И. Ленина и задачи науч.-атеистич. пропаганды, «ВАН СССР», 1962, No 4; Филос. заветы В. И. Ленина, «Коммунист», 1962, No 5; Историч. документ воинствующего материализма, «ВФ», 1962, No 3; Ленинская программа воинствующего материализма в действии, «ФН» (НДВШ), 1962, No 2; История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 76–85.
А. Касымжанов. Алма-Ата.

Читать  ECCE HOMO - это... Что такое ECCE HOMO?

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

.

Страницы: 1 2

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *