Что такое «НАУКА OБ ИСКУССТВЕ»?
«НАУКА OБ ИСКУССТВЕ»
«НАУКА OБ ИСКУССТВЕ»
художеств.-теоретич. дисциплина, оформившаяся в нач. 20 в. в Германии (allgemeine Kunstwissenschaft – «всеобщая наука об искусстве»), пытавшаяся объединить в себе методологич. проблемы истории с осн. вопросами формалистически трактованной теории всех видов иск-ва. В качестве «объективной науки», исключающей к.-л. оценочное отношение к иск-ву, «Н. об и.» противопоставлялась эстетике как оценочной дисциплине; задача ее виделась в том, чтобы изучать «эстетический объект» как таковой и давать классификацию искусства по «типам» (Дильтей, М. Дессуар), формально-стилистическим категориям с точки зрения способов «художественного видения» (Г. Вёльфлин), видам «мировосприятия» и «художественной воли» (Г. Воррингер и др.). Важнейшими теоретиками этой науки были М. Дессуар и Э. Утиц. Ими было создано об-во эстетики и «всеобщей „Н. об и.“», просуществовавшее до 2-й мировой войны и издававшее в 1906–43 журн. «Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft». Конгрессы об-ва состоялись в 1913, 1924, 1927. В области конкретного исследования историч. периодов и стилей, в освещении проблем структуры художеств. произведений «Н. об и.» дала ряд положит. результатов, несмотря на формалистич. и идеалистич. характер ее концепций иск-ва в целом.
После 2-й мировой войны центр деятельности сторонников «Н. об и.» переместился в США (Манро, Редер, М. Ризер, Е. Вундт и др.), где издается их орган «Journal of Aesthetics and Art Criticism» (c 1941). В отличие от довоенного нем. варианта «Н. об и.», в к-ром господствовал принцип формально-композиц. и структурного рассмотрения произведений и стилей искусства, послевоенный англо-американский вариант, наряду с «ортодоксальным» формализмом, широко пропагандирует взгляды экзистенциализма, семантиков и др.
Идеи «Н. об и.» были широко распространены в бурж. искусствоведении довоенных лет. Особое признание получила идущая от Фидлера и разработанная Г. Вёльфлиным формалистич. теория «видения» и «формотворчества», к-рая нашла своих последователей в литературоведении (О. Вальцель, О. Гейгер и др.) и в музыковедении (В. Гурлитт и др.). В СССР в 20-х гг. делались неудачные попытки создать «социологическую» разновидность «Н. об и.» в виде «синтетической» науки, объединяющей историю стилей и теорию всех видов иск-ва.
Лит.: Гильдебранд Α., Проблема формы в изобразит. иск-ве, пер. с нем., М., 1914; Сидоров Α. Α., Η. об и., в сб.: Обществ. науки. 1917–1927, М., 1928; Маца И., «Кризис эстетики» и формалистич. «Н. об и.», в сб.: Вопросы эстетики, вып. 3, М., 1960; Dessoir М., Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft…, Stuttg., 1906; его же, Skeptizismus in der Ästhetik, «Z. Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft», 1907, Bd 2, H. 4; Tietze H., Die Methode der Kunstgeschichte, Lpz., 1913; Utitz E., Grundlegung der allgemeinen Kunstwissenschaft, Bd 1–2, Stuttg., 1914–20; Frankl P., Das System der Kunstwissenschaft, Brünn–Lpz., 1938.
И. Маца. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
.
Философия — особая форма познания мира, производит систему знаний о фундаментальных принципах бытия человека, о общие существенные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Также во философией понимают форму человеческого мышления, теоретическую форму мировоззрения.
Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция. Читать подробнее о теософии
Так уж сложилось, что человеку трудно прожить без веры. Рано или поздно каждый начинает испытывать потребность в этой жизненной опоре. Опоре для своих мыслей, поступков, надежд.
Но что же делать тем, кто не может принять ни религию в ее общепринятом виде?
Что делать, если Вы понимаете основы, но категорически не согласны со способами подачи и мишурой обрядов? Что делать, если Вы материалист и идеалист в одном лице?
Много раз журналистка дворянского происхождения Елена Петровна Блаватская задавала себе подобные вопросы. Эта женщина прожила яркую и необычную жизнь, оставив за собой целое учение и последователей по всему земному шару. Пожалуй, нет на земле места, где бы она не оставила свои следы. В 1875 году Блаватская со своим другом Генри Стилом Олькоттом основала Теософское общество.
Теософия — это эзотерическое учение, то есть, учение для посвященных. Читать подробно о теософии.
Для тех, кто видит пробелы в Библии и не ходит к священникам. Грешники не могут отпускать грехи грешников. Блаватская оставила современности глубокое познание религии, философии, науки, дав шанс человечеству окрепнуть и объединиться. Объединить мировые религии, избавившись стереотипов и коррумпированности внутри них. Всеобщее братство, независимо от цвета кожи, расы, пола, вероисповедания или касты.