«МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ»

Что такое «МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ»?

«МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ»

«МАРКСИЗМ О ГОСУДА́РСТВЕ»

работа В. И. Ленина, представляющая собой анализ лит. и эпистолярного наследия К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросу о государстве. Впервые опубл. в 1930 в XIV Ленинском сборнике. Над изучением лит-ры о гос-ве Ленин работал в конце 1916 – нач. 1917 в Цюрихе. Прослеживая формирование и развитие взглядов основоположников марксизма на гос-во, Ленин отмечает определение ими политич. власти как организов. насилия одного класса над другим и гос-ва как аппарата такого насилия. «С развитием классового антагонизма между капиталом и трудом „государственная власть принимала все более и более характер общественной власти для угнетения труда, характер машины классового господства“» («Марксизм о государстве», 1958, с. 79, 81).
Ленин продолжает начатую Марксом и Энгельсом борьбу против анархизма и реформизма. По мере развития классовой борьбы капиталистич. гос-во начинает привлекать рабочих к управлению, но оно делает это лишь для отцеживания революционеров, подкупа, развращения «…мещанским уютом «культурно» сносной филистерской жизни…» (там же, с. 97) и т.п. Пролетариат же должен использовать бурж. гос-во для сочетания легальной и нелегальной работы, для постоянной борьбы против оппортунизма. Однако для свержения эксплуататоров и построения бесклассового общества старый бюрократически-воен. гос. аппарат непригоден. Ленин восстанавливает и защищает от оппортунистов важнейший вывод Маркса: «…Революция пролетариата не может «просто» взять в руки «готовую» государственную машину, революция должна р а з б и т ь е е, эту г о т о в у ю машину, и заменить н о в о й» (там же, с. 7). Ленин выписывает классич. слова Маркса о восстании как иск-ве, критикует заговорщич. тактику бланкизма. Разбитая революцией старая гос. машина, свергнутая диктатура буржуазии может быть заменена только диктатурой пролетариата. Ленин показывает, как исторически складывалось в марксизме понятие диктатуры пролетариата; он подчеркивает, что Маркс не «сочиняет» новую власть, а «…изучает, к а к сами революции «открывают»… ее, как само рабочее движение п о д х о д и т к этой задаче, как п р а к т и к а начинает решать ее» (там же, с. 91).
Ленин отмечает роль классовых орг-ций пролетариата и значение союзников в его борьбе, останавливается на вопросе об отношении пролетарского гос-ва к религии. Он указывает на возможность различных форм перехода от капитализма к социализму, цитируя в этой связи слова Энгельса: «Вообще… дело вовсе не в том, захватит ли пролетариат, достигнув власти, орудия производства, сырые материалы и средства существования путем простого насилия, заплатит ли он тотчас же вознаграждение за это или выкупит постепенно эту собственность небольшими частичными платежами. Пытаться отвечать на этот вопрос заранее и относительно всех возможных случаев – значило бы фабриковать утопии…» (там же, с. 77). Ленин раскрывает огромное значение исторически первого опыта диктатуры пролетариата – Парижской Коммуны – для развития марксистской теории, сравнивает ее опыт с опытом рабочего движения после 1871, особенно с первой рус. революцией 1905–07. Ленин обогащает марксистское понятие гос-ва новым опытом классовой борьбы пролетариата, указывает на Советы рабочих депутатов как гос. форму диктатуры пролетариата.
Вслед за Марксом и Энгельсом Ленин характеризует осн. фазы развития коммунистич. общества, рассматривает их гл. черты и изменение роли гос-ва в каждой фазе. По мере исчезновения классов и построения коммунистич. общества гос-во начинает отмирать. Но окончательно оно может исчезнуть лишь в высшей фазе коммунизма, когда небывало разовьются производит. силы, исчезнет противоположность между умств. и физич. трудом, между городом и деревней, когда труд сделается первой жизненной потребностью человека.
Конспекты, составляющие «М. о г.», представляют большой интерес для изучения метода работы Ленина над теоретич. проблемами; они легли в основу кн. «Государство и революция», использованы в ряде др. ленинских произведений.
Работа выходила отд. изданиями в 1931, 1932, 1933, 1934 и 1958; вошла в 33-й т. Полн. собр. соч. В. И. Ленина (5 изд.); переведена на укр., узб., нем., рум. и чеш. языки.
Н. Коликов. Москва.

Читать  A PRIMA FACIE

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

.


Философия — особая форма познания мира, производит систему знаний о фундаментальных принципах бытия человека, о общие существенные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Также во философией понимают форму человеческого мышления, теоретическую форму мировоззрения.

Так что же такое Философия?

Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция. Читать подробнее о теософии

Так уж сложилось, что человеку трудно прожить без веры. Рано или поздно каждый начинает испытывать потребность в этой жизненной опоре. Опоре для своих мыслей, поступков, надежд. 

Страницы: 1 2

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *