“МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ”

Что такое “МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ”?

“МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ”

“МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ”

произведение Маркса и Энгельса, первый программный документ марксизма. Завершает историч. процесс формирования марксизма и дает сжатое изложение осн. положений науч. коммунизма, стратегии и тактики коммунистов и их мировоззрения -диалектич. и историч. материализма. Написан в конце 1847 по поручению “Союза коммунистов”; опубл. в нач. 1848. “Эта небольшая книжечка стоит целых томов…”, – говорил Ленин (Соч., т. 2, с. 10).
Важнейшая идея “Манифеста” – идея диктатуры пролетариата. Она намечается уже в предшествующих трудах Маркса и Энгельса (“Немецкой идеологии” и др.), но только в “Манифесте” дается ее теоретич. и историч. обоснование. Борьба классов, говорится здесь, составляет движущую силу историч. развития общества, основанного на частной собственности. Закономерным результатом этой борьбы в каждом исторически определенном обществе – обществ.-экономич. формации – являются социальные революции. Если бурж. революция свергла господство феодалов, то революция пролетариата, низвергая диктатуру буржуазии, с необходимостью приводит к диктатуре рабочего класса. “…Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.
Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил” (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 446; см. также В. И. Ленин, Соч., т. 25, с. 374).
В “Манифесте” вскрываются материальные предпосылки социализма, возникающие в недрах бурж. общества, и тем самым объективная, экономически обусловленная необходимость социалистич. революции. Как указывал Энгельс, красной нитью через весь “Манифест” проходит мысль Маркса о том, что “…экономическое производство и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу ее политической и умственной истории; что в соответствии с этим (со времени разложения первобытного общинного землевладения) вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчиненными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития, и что теперь эта борьба достигла ступени, на которой эксплуатируемый и угнетенный класс (пролетариат) не может уже освободиться от эксплуатирующего и угнетающего класса (буржуазии), не освобождая в то же время всего общества навсегда от эксплуатации, угнетения и классовой борьбы…” (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 1–2).
В “Манифесте” дан анализ развития производит. сил и производств. отношений, обосновано положение об определяющей роли способа произ-ва, о соотношении экономич. структуры (базиса) общества и обусловленной ею политич. и идеологич. надстройки, ведется острая критика всех устоев бурж. общества – бурж. собственности, бурж. семьи, морали, религии и т.д., и заложены вместе с тем теоретич. основы для их научного, материалистич. понимания. Вскрывая реальные основы бурж. идеологии и типичных для нее рассуждений о “свободе” личности, Маркс и Энгельс пишут: “Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности, точно так же как ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса” (там же, т. 4, с. 443). Разоблачая лицемерие бурж. фраз об отечестве и национальности, Маркс и Энгельс противопоставляют им идею пролетарского интернационализма.
Выясняя качеств. своеобразие освободит. борьбы пролетариата и ее всемирно-историч. задачи, Маркс и Энгельс обосновывают необходимость создания и упрочения коммунистич. партии, к-рая характеризуется ими как передовой отряд рабочего класса, выражающий его коренные, в основе своей единые во всех странах, интересы. Выступая против сектантского понимания классовых задач пролетариата, Маркс и Энгельс указывают: “…коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя…, коммунисты повсюду добиваются объединения и соглашения между демократичес-кими партиями всех стран” (там же, с. 459).
Науч. коммунизм в “Манифесте” решительно противопоставляется всем ненауч., утопич. социалистич. теориям. Здесь подвергаются критике феодальный (а также т.н. христианский) лжесоциализм, проповедующий возвращение к ср.-век. порядкам; бурж. “социализм”, увековечивающий и идеализирующий капиталистич. общество; мелкобурж. социализм, к-рый, идеализируя простое товарное х-во, видит в нем царство равенства и свободы товаропроизводителей. Вместе с тем Маркс и Энгельс выделяют й высоко оценивают “критически-утопический” социализм Сен-Симона, Фурье, Оуэна, отразивший “первый, неразвитый период борьбы между пролетариатом и буржуазией”.
“Манифест” пронизан диалектико-материалистич. пониманием обществ. жизни. Рассмотрение явлений обществ. жизни в их взаимосвязи и взаимозависимости, движении, изменении, революц. преобразовании на основе борьбы противоположностей, материалистич. понимание основы и движущих сил развития общества – все это явилось громадным шагом вперед в деле творч. развития филос. мысли.
“Манифест” заканчивается замечат. словами: “Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. П р о л е т а р и и в с е х с т р а н , с о е д и н я й т е с ь!” (там же).
Бурж. “критики” марксизма пытаются доказать, будто “Манифест” устарел, опровергнут последующим развитием бурж. общества. В действительности, и развитие капитализма и, в особенности, всемирно-историч. победы социализма убедительно подтверждают классич. идеи этого труда. Это произведение, указывал Ленин, “…до сих пор верно во всем основном, живо и злободневно, как будто бы оно писалось вчера” (Соч., т. 19, с. 507).
Т. Ойзерман. Москва.
“…История “Манифеста” в значительной степени отражает историю современного рабочего движения” (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 366). “Манифест” впервые вышел на нем. яз. в Лондоне в 1848 без указания авторов (в 2 изд.). В 1848 в Париже вышел франц. перевод “Манифеста”. Вскоре после опубликования нем. издания появились польский (в Лондоне) и датский переводы. В 1848 вышел швед. перевод (в Стокгольме). В 1850 “Манифест” был издан на англ. яз. (в Лондоне), в 1871 появились 3 англ. перевода в Америке. К 1872 вышло 12 изд. на нем. яз. в Германии, Англии, Америке, Швейцарии (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18, с. 89).
В 1872 в Лейпциге вышло авторизованное издание “Манифеста” с первым предисловием авторов. В текст был внесен ряд поправок редакц. характера. Отметив, что “…общие основные положения остаются в целом совершенно правильными…” (там же), авторы, учитывая историч. опыт, указали, что ряд положений “Манифеста” нуждается в существ. дополнениях и изменениях (см. тамже, с. 89–90). Авторизованными были и два последующих нем. издания (1883 и 1890). С 1891 брошюра выходила в Германии легально. Всего на нем. языке “Манифест” выдержал ок. 120 изданий.
Осенью 1869 в Женеве в типографии “Колокола” было отпечатано 1-е рус. издание “Манифеста” в переводе Бакунина, в к-ром были искажены важнейшие положения труда. В Россию проникло лишь незначит. количество экземпляров этой книги. В 1882 в Женеве в переводе Плеханова вышло новое рус. издание, получившее широкое распространение. К этому изданию Маркс и Энгельс написали спец. предисловие. “Переводить “Манифест”, – писал Энгельс, – дьявольски трудно; русские переводы, пожалуй, лучшие из всех, которые я встречал” (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, 1935, с. 322). В 1889–93 в самарских кружках изучали “Манифест” в переводе Ленина (перевод не сохранился) (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 649).
Всего в России до 1917 учтено (по неполным данным) 60 изданий “Манифеста”. На англ. языке вышло не менее 85 изданий, на франц. – ок. 50. В 1872 впервые появились переводы “Манифеста” на сербский и исп., в 1873 – португ., в 1882 – чешский, в 1891 – болг., в 1892 – рум. и др. языки. “Манифест” переведен на араб., вьетнамский, индонез. языки, в Индии – на бенгали, маратхи, пенджаби, малаялам и др. Более 130 изданий вышло в странах нар. демократии. Зарубежных изданий “Манифеста” учтено (по неполным данным) ок. 700 на 49 языках.
Наибольшее число изданий вышло в СССР, где проводилась большая работа по улучшению переводов (в изданиях 1932, 1939, 1948). “Манифест” переведен на 46 языков народов СССР. Всего в СССР выпущено 372 издания тиражом 14 678 тыс. экз. на 68 языках (данные на 1 янв. 1964).
А. Уроева. Москва.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., (Предисловие) к изд. “М. К. п.” 1872, 1882,1883, 1890, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1953; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; Леонтьев Α., О произведении К. Маркса и Ф. Энгельса “М. К.п.”, М., 1952; Обичкин Г. Д., О “М. К. п.” К. Маркса и Ф. Энгельса, М., 1953; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, М., 1962, с. 524–39.

Читать  Circulus in definiendo

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

.

Страницы: 1 2

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *