«ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ»

Что такое «ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ»?

«ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ»

«ЛЕГА́ЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ»

идейно-политич. течение, представители к-рого (П. Струве, Туган-Барановский, Булгаков, Бердяев и др.) выступали в рус. легальной печати 90-х гг. 19 в. против народничества под флагом марксизма, извращаемого ими в духе бурж. либерализма. Ленин, показавший в многочисл. работах сущность «Л. м.», определял его как «отражение марксизма в буржуазной литературе» (см. подзаголовок к работе «Экономич. содержание народничества…», 1895, Соч., т. 1, с. 315). «Это были, – писал о представителях «Л. м.» Ленин, – буржуазные демократы, для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму» (Соч., т. 13, с. 81), Резкую, хотя и непоследоват. критику «Л. м.» дал также Плеханов.
Первое значит. выступление «Л. м.» – книга П. Б. Струве «Критич. заметки к вопросу об экономич. развитии России» (1894), ревизовавшая марксизм по всем осн. вопросам (провозглашение надклассового характера гос-ва, отрицание противоречий капиталистич. общества, отбрасывание теории диктатуры пролетариата, выдвижение реформистской идеи непрерывной «эволюции», подмена марксистского метода исследования позитивистским объективизмом и т.д.). Для «Л. м.» характерно огульное охаивание народничества, зачеркивание его демократизма.
По своему содержанию «Л. м.» в общем совпадал с бернштейнианством. В области философии «Л. м.» противопоставлял диалектич. материализму неокантианство, вульгарный эволюционизм, позитивизм и – в работах нек-рых представителей «Л. м.» – фихтеанство; в области политэкономии и социологии – «экономический материализм», взгляды Бём-Баверка, Зиммеля, Зомбарта, Штаммлера.
Временное соглашение революц. социал-демократов с «легальными марксистами», благодаря к-рому «… была достигнута поразительно быстрая победа над народничеством и громадное распространение вширь идей марксизма (хотя и в вульгаризированном виде)» (Ленин В. И., Соч., т. 5, с. 334), закончилось полным разрывом, как только выявилось стремление «Л. м.» «…превратить начинающееся рабочее движение в хвост либералов» (там же, с. 335). Бурж. объективизму «Л. м.» Ленин противопоставил воинствующую партийность революц. марксизма. Разоблачая «объективизм» Струве, Ленин указал, что, постоянно твердя о «необходимости данного исторического процесса», объективист игнорирует классы, отстаивающие и реализующие эту необходимость, и классы, препятствующие ее осуществлению. Подчеркивая глубоконауч. характер материализма, Ленин писал, что «… материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» (там же, т. 1, с. 380–81). Борьба Ленина, Плеханова и др. революц. марксистов против «Л. м.» имела междунар. значение, т.к. подобные извращения марксизма имели место и в Зап. Европе. Ряд представителей «Л. м.» выступил впоследствии в качестве идеологов веховства.
Лит.: Ангарский Н., Л. м., М., 1930; Вайнштейн И., Методология экономич. апологетики. (Критика методологии Струве), «Под знаменем марксизма», 1930, No 10–12; Чагин Б. Α., Борьба Ленина зa марксистский материализм в девяностых годах, М.–Л., 1940; его же, Борьба марксизма-ленинизма против филос. ревизионизма в конце XIX – начале XX веков, Л., 1959; его же, Из истории борьбы В. И. Ленина зa развитие марксистской философии, М., 1960; Востриков А. В., Борьба Ленина против неокантианской ревизии марксизма в России, [М. ], 1949; Τурдазов Я. С., Критика В. И. Лениным идеалистич. социологии «Л. м.», М., 1954 (Автореф.); Демко Н., Развитие Лениным принципа партийности в борьбе с бурж. объективизмом «легальных марксистов», в сб.: Уч. зап. Красноярского пед. ин-та, т. 6, вып. 2. Кафедра марксизма-ленинизма, [Красноярск ], 1956; Вейсман А. М., Борьба В. И. Ленина против бурж. объективизма «легальных марксистов» за марксистский принцип партийности в сб.: Тр. Среднеазиатского ун-та им. В. И. Ленина. Философия. (Нов. сер., вып. 106. Филос. науки, кн. 1), Таш., 1957; Гиршович Е. И., Разоблачение В. И. Лениным бурж. объективизма. (Критика социологич. основ струвизма), «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1959, No 2; Афанасьева З. Г., Развитие В. И. Лениным марксистской теории классовой борьбы в конце XIX века и критика «Л. м.», в сб.: Очерки по истории философии в России, М., 1960; Расулов Т. Α., Критика В. И. Лениным позитивистской социологии в 90-е годы XIX века, Баку, 1960; История философии, т. 5, М., 1961, с. 51–7.

Читать  "МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ"

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

.


Философия — особая форма познания мира, производит систему знаний о фундаментальных принципах бытия человека, о общие существенные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Также во философией понимают форму человеческого мышления, теоретическую форму мировоззрения.

Так что же такое Философия?

Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция. Читать подробнее о теософии

Страницы: 1 2

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *