Что такое «КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЁТКИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ»?
«КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЁТКИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ»
«КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЁТКИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ»
работа В. И. Ленина, посвященная разработке национального вопроса (см. Нация). Написана в октябре — декабре 1913. Впервые напечатана в 1913 в журн. «Просвещение» (No 10, 11, 12) за подписью «В. Ильин». Написанию статьи предшествовали рефераты Ленина по нац. вопросу, прочитанные летом 1913 в Цюрихе, Женеве, Лозанне и Берлине, и доклад на совещании ЦК РСДРП с парт. работниками осенью 1913. В этой статье, а также в работе «О праве наций на самоопределение» (1914), полемизируя с еврейскими и укр. оппортунистами, Ленин разъяснял требования большевистской программы по нац. вопросу, отношение коммунистов к вопросам о нац. культуре и общегос. языке, равноправии наций и «культурно-национальной автономии». Ленин показал, что при капитализме существуют две тенденции в нац. вопросе: «Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки и т.д. Обе тенденции суть мировой закон капитализма» (Соч., т. 20, с. 11). Первая тенденция преобладает в начале развития капитализма, вторая – в период империализма. Исходя из этих объективных тенденций, марксисты борются за равноправие наций и языков, против всякого гнета, отстаивают самый решит. и последоват. демократизм во всех частях нац. вопроса. В то же время они проводят принцип интернационализма, направленный против реакц. бурж. национализма.
В каждой нац. культуре в бурж. обществе следует отличать господствующую культуру буржуазии от элементов демократич. и социалистич. культуры. Лозунг «национальной культуры» стирает это различие и вместе с тем затушевывает противоположность интересов пролетариата и буржуазии. Лозунг рабочего класса есть «…интернациональная культура демократизма и всемирного рабочего движения» (там же, с. 7). «Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм – вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопросе» (там же, с. 10).
Ленин разоблачил бурж. характер требования «культурно-национальной автономии», доказав, что этот лозунг противоречит пролетарскому интернационализму. Поддерживая все, что помогает падению нац. перегородок, что усиливает связи между национальностями и ведет к их добровольному объединению, пролетариат вместе с тем должен бороться против бурж. национализма. Эта борьба составляет одну из важнейших задач марксистов всех стран.
Лит.: Ленин В. И., Тезисы по национальному вопросу, Соч., 4 изд., т. 19; его же, Письмо С. Г. Шаумяну 6.XII.1913, там же; Ленинский сборник, т. XXX, [Л. ], 1937, с. 7–58; Бадасаров А. С., Разработка В. И. Лениным нац. вопроса в годы нового революц. подъема, М., 1956; Издание и распространение произв. В. И. Ленина. Сб. ст. и материалов, М., 1960; История философии, т. 5, М., 1961, с. 202–05.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
.
Философия — особая форма познания мира, производит систему знаний о фундаментальных принципах бытия человека, о общие существенные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Также во философией понимают форму человеческого мышления, теоретическую форму мировоззрения.
Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция. Читать подробнее о теософии
Так уж сложилось, что человеку трудно прожить без веры. Рано или поздно каждый начинает испытывать потребность в этой жизненной опоре. Опоре для своих мыслей, поступков, надежд.
Но что же делать тем, кто не может принять ни религию в ее общепринятом виде?
Что делать, если Вы понимаете основы, но категорически не согласны со способами подачи и мишурой обрядов? Что делать, если Вы материалист и идеалист в одном лице?
Много раз журналистка дворянского происхождения Елена Петровна Блаватская задавала себе подобные вопросы. Эта женщина прожила яркую и необычную жизнь, оставив за собой целое учение и последователей по всему земному шару. Пожалуй, нет на земле места, где бы она не оставила свои следы. В 1875 году Блаватская со своим другом Генри Стилом Олькоттом основала Теософское общество.
Теософия — это эзотерическое учение, то есть, учение для посвященных. Читать подробно о теософии.
Для тех, кто видит пробелы в Библии и не ходит к священникам. Грешники не могут отпускать грехи грешников. Блаватская оставила современности глубокое познание религии, философии, науки, дав шанс человечеству окрепнуть и объединиться. Объединить мировые религии, избавившись стереотипов и коррумпированности внутри них. Всеобщее братство, независимо от цвета кожи, расы, пола, вероисповедания или касты.