Что такое «КОНСПЕКТ «ПЕРЕПИСКИ К. МАРКСА И Ф. ЭHГЕЛЬСА 1844–1883 гг.»»?
«КОНСПЕКТ «ПЕРЕПИСКИ К. МАРКСА И Ф. ЭHГЕЛЬСА 1844–1883 гг.»»
«КОНСПЕ́КТ «ПЕРЕПИСКИ К. МА́РКСА И Ф. ЭHГЕЛЬСА 1844–1883 гг.»»
рукопись В. И. Ленина; составлена в октябре – декабре 1913, впервые опубликована в 1959. В «Переписке», – писал Ленин в незаконч. статье-рецензии «Переписка Маркса с Энгельсом» (1913), – «богатейшее теоретическое содержание марксизма развертывается в высшей степени наглядно… Если попытаться одним словомопределить, так сказать, фокус всей переписки, – тот центральный пункт, к которому сходится вся сеть высказываемых и обсуждаемых идей, то это слово будет диалектика. Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, – к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, – вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» (Соч., т. 19, с. 502, 503).
Значит. место в «Конспекте…» уделяется вопросам философии: Ленин отметил и законспектировал более 30 писем, в к-рых рассматриваются филос. вопросы; важнейшие из них он затем полностью выписал (из 17 таких выписок филос. сюжетам посвящено 12). Указывая на «фальшивое» применение диалектич. метода Лассалем, Ленин выписывает слова Маркса: «Подведение массы случаев под общий принцип не есть диалектика» («Конспект «Переписки…»», с. 280). Ленин отмечает указания Маркса и Энгельса на важность знания произведений Гегеля, ценность его диалектич. метода, а также и на неумение Гегеля увидеть реальную основу абстрактных понятий и вытекающую отсюда мистификацию диалектики (см., напр., там же, с. 33, 127). Конспектируя письмо Маркса от 11 янв. 1868, в к-ром указывается, что в Германии третируют диалектику Гегеля и что «на совести Фейербаха большой грех в этом отношении», Ленин пишет: «NB Ф е й е р б а х и д и а л е к т и к а. Фейербах виноват в непонимании диалектики Гегеля» (там же, с. 55). Ленин отметил письма, в к-рых говорится о филос. взглядах Дицгена. » Главное, – пишет Ленин, – Дицген не штудировал Г е г е л я…» (там же, с. 82). Ленин обратил внимание на критику основоположниками марксизма филос. взглядов Д. Юма, Ф. А. Ланге, Дюринга, ограниченности материализма Гексли и т. п., выписал слова Маркса о Конте: «Конт, „по сравнению с Гегелем нечто жалкое“» (там же, с. 371, прим.).
Также фиксируются Лениным письма, в к-рых идет речь о проблемах политич. экономии (см., в частности, характеристику «Капитала» как «первого опыта применения диалектического метода к политической экономии», там же, с. 395), о нек-рых историч. событиях. Большое место в «Конспекте…» занимают вопросы рабочего движения, стратегии и тактики революц. сил в революции 1848–49, проблема отношения пролетариата и его партии к либеральной буржуазии. Ленин выделяет те места «Переписки», где говорится о крестьянстве как решающей силе бурж. революции, о возможности союза среднего крестьянства с коммунистами, рассматривается нац. вопрос. Он прослеживает борьбу Маркса и Энгельса против прудонизма, «истинного» социализма, взглядов Луи Блана и др. форм ненауч. социализма.
«Конспект…» был использован Лениным при работе над произв. «О праве наций на самоопределение», «Карл Маркс», «Империализм, как высшая стадия капитализма», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» и др. «Переписка» в известной мере определила круг вопросов, исследуемых Лениным в «Философских тетрадях».
Лит.: Мамай Н. П., В. И. Ленин о письмах К. Маркса и Ф. Энгельса, как ценной сокровищнице марксизма, в сб. ст.: Ленинские идеи живут и побеждают, М., 1961, с. 289–345.
Н. Коликов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
.
Философия — особая форма познания мира, производит систему знаний о фундаментальных принципах бытия человека, о общие существенные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Также во философией понимают форму человеческого мышления, теоретическую форму мировоззрения.
Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция. Читать подробнее о теософии
Так уж сложилось, что человеку трудно прожить без веры. Рано или поздно каждый начинает испытывать потребность в этой жизненной опоре. Опоре для своих мыслей, поступков, надежд.
Но что же делать тем, кто не может принять ни религию в ее общепринятом виде?
Что делать, если Вы понимаете основы, но категорически не согласны со способами подачи и мишурой обрядов? Что делать, если Вы материалист и идеалист в одном лице?