Что такое «К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ»?
«К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ»
«К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ»
фрагмент, написанный В. И. Лениным приблизительно в конце 1915 в Берне (Швейцария). Входит в «Философские тетради». В рукописи занимает место между конспектами книг «Философия Гераклита…» Лассаля и «Метафизика» Аристотеля. Впервые опубликован в журн. «Большевик» (1925, No 5-6), затем перепечатан в «Ленинском сборнике» XII (1930).
Являясь результатом изучения Лениным истории мировой филос. мысли, в особенности «Науки логики» и «Лекций по истории философии» Гегеля, фрагмент обобщает важнейшие идеи «Философских тетрадей» и является ключом к ленинскому пониманию диалектики. Плоскому, вульгарному эволюционизму, лежащему в основе оппортунизма и ревизионизма (к-рые господствовали в то время во 2-м Интернационале), Ленин противопоставил диалектическую, по существу своему революционную, теорию развития как основу понимания всех вопросов современности.
Фрагмент начинается важнейшим тезисом – «раздвоение единого и познание противоречивых частей его» составляют суть диалектики (Соч., т. 38, с. 357). Исходя из всего учения марксизма, Ленин подчеркнул центр. место закона единства и борьбы противоположностей в материалистич. диалектике. Этот закон выполняет роль ядра диалектики потому, что «условие познания всех процессов мира в их «с а м о д в и ж е н и и», в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их, как единства противоположностей» (там же, с. 358). Противопоставляя метафизич. концепцию развития диалектической, Ленин показывает, что «т о л ь к о вторая дает ключ к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам», «перерывам постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового» (там же). Закон единства и борьбы противоположностей есть всеобщий закон, имеющий место «во в с е х явлениях и процессах природы» (там же) и действующий на всем протяжении процесса развития. Тождество противоположностей, по Ленину, не сводится к «сумме п р и м е р о в», оно должно быть понято как «„закон познания“ (и закон объективного мира)» (там же, с. 357). Во фрагменте раскрываются соотношение осн. моментов этого закона, абс. характер борьбы противоположностей и относительный характер их единства, а также противоположность диалектики субъективизму (скептицизму и софистике).
Ленин характеризует существенные черты логики «Капитала»: выделение «клеточки» конкретного целого, составляющей его простейший элемент (обмен товаров в капиталистич. обществе), анализ развития противоречий. Диалектика «Капитала» рассматривается Лениным как частный случай диалектики вообще, являющийся образцом ее изложения и изучения. На примере анализа самого простого предложения («листья дерева зелены…» и т.п.) Ленин раскрывает диалектику отдельного и общего, их тождество, связь и показывает, что уже в анализе предложения (как и у Маркса при анализе товарного обмена) можно вскрыть зачатки всех элементов диалектики. «…Всему познанию человека вообще свойственна диалектика» (там же, с. 359), к-рая является не чем иным, как отражением «объективной природы», «превращения отдельного в общее, случайного в необходимое, переходов, переливов, взаимной связи противоположностей» (там же, с. 360). Подытоживая особенности диалектики как филос. науки, Ленин делает вывод, что в марксизме нет особой, отличной от материалистич. диалектики, теории познания. «Диалектика и е с т ь теория познания (Гегеля и) марксизма…» (там же).
Раскрывая затем рациональный смысл гегелевского положения о развитии познания в виде «ряда кругов» (см. тамже, с. 361), Ленин на вопрос: «обязательна ли хронология насчет л и ц» в логическом обобщении историко- философского процесса, отвечает отрицательно (см. тамже, с. 360). Останавливаясь на недостатках метафизического материализма, «основная б е д а коего есть неумение применить диалектики к Bildertheorie (теории отражения.), к процессу и развитию познания» (там же), Ленин отмечает различие между вульгарно- материалистич. критикой идеализма, усматривающей в нем только «чепуху», «пустоцвет» и «поповщину», и диалектико-материалистич. критикой, показывающей, как из абсолютизирования отд. моментов процесса познания вырастает идеализм. Ленин дает обобщенную формулировку осн. положений марксистского учения о классовых и гносеологич. корнях идеализма. «…Философский идеализм есть о д н о с т о р о н н е е, преувеличенное… развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный» (там же, с. 360–361). Одностороннее преувеличение, абсолютизи-рование, отрыв от действительности отд. граней, сторон познания ведет к поповщине, выгодной господствующим классам, а потому и закрепляемой их классовыми интересами.
Осн. идей фрагмента получили отражение и развитие в работах Ленина «О карикатуре на марксизм и об „империалистическом экономизме“», «Ещё раз о профсоюзах…», «О значении воинствующего материализма» и др.; блестящим образцом их конкретного применения явился труд «Империализм, как высшая стадия капитализма».
Совр. эпоха, характеризующаяся революц. преобразованиями в экономике, быте, духовной культуре народов, борьбой двух противоположных обществ. систем, ярко свидетельствует о правильности марксистско-ленинской концепции развития.
Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, гл. 3, § 3; Звонов Л. Ю., Философские тетради В. И. Ленина, Л., 1949; Сидоров М. И., О «Философских тетрадях» В. И. Ленина, М., 1954; Розенталь М., Вопросы диалектики в «Капитале» Маркса, М., 1955; Касымжанов А. X., Идея совпадения диалектики, логики и теории познания в «Философских тетрадях» В. И. Ленина, «Изв. АН Каз. ССР. Сер. экономики, философии и права», 1959, вып. 1 (10); О «Философских тетрадях» В. И. Ленина, М., 1959; Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса, [М. ], 1960; Суворов Л. Н., Вопросы диалектики в «Философских тетрадях» В. И. Ленина, М., 1960; Чагин Б. А., Из истории борьбы за развитие марксистской философии, М., 1960.
А. Касымжанов. Алма-Ата.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
.