Что такое «И ЦЗИН»?
«И ЦЗИН»
«И ЦЗИН»
(«Книга перемен») – один из наиболее древних памятников кит. культуры. Кит. традиц. историография причисляет «И ц.», наряду с «Ши цзином», «Шу цзином» и др. древними текстами к конфуцианским классич. книгам. По своей композиции «И ц.» состоит из 64 графич. фигур, носящих назв. гексаграмм, с афористич. суждениями к ним гадательного характера, а также различных толкований к гексаграммам и суждениям, получивших назв. «десяти крыльев». Текст «И ц.» в том виде, в к-ром он дошел до нас, неоднороден, что свидетельствует о разновременности его создания. К самой древней части книги относятся гексаграммы и афоризмы, возникшие не позже 7 в. до н.э. Толкования являются более поздними наслоениями и относятся примерно к 4–3 вв. до н.э.; это свидетельствует, что авторство «И ц.» принадлежит не одному лицу. Первоначально «И ц.» представляла собой гадательную книгу, затем, постепенно обрастая комментариями, превратилась в филос. трактат. Наиболее важным в филос. отношении, более поздним по времени создания является «Си цы чжу ань» – Комментарий к основе текста книги. Этот раздел кит. традиция приписывает Конфуцию, хотя исследования совр. кит. ученых это не подтвердили. Го Мо-жо, напр., считает, что значит. часть комментариев к «И ц.» была создана в конце 3 в. до н.э. последователями Сюнь-цзы (см. Го Мо-жо, «Бронзовый век», 1945, рус. пер. 1959).
Гл. идея, пронизывающая «И ц.», – изменчивость всего существующего. Это выражено и в самом назв. книги – «Книга перемен». Идея движения и изменения мира, включая жизнь людей и отношения между ними, переход одного явления в другое и связь этих явлений наиболее четко выражены в комментарии «Си цы чжу ань», причем процесс изменчивости показан как следствие взаимодействия двух космич. сил – инь и ян. В «Си цы чжу ань» впервые выдвигается категория «тайцзи» – (великий предел), дается натурфилос. значение категории дао и т.д. В «И ц.» нашла отражение классовая дифференциация кит. общества того времени. В комментариях к гексаграммам говорится о категории правящих людей, в число к-рых входит государь и все его помощники, и управляемых, т.е. народа, извечным уделом к-рого якобы является подчинение вышестоящим. Если грань между этими категориями будет соблюдена и каждый будет оставаться на своем месте, то мир и порядок в Поднебесной будут вечными. Филос. идеи «И ц.» оказали огромное влияние на последующие поколения кит. мыслителей различных направлений. Вокруг «И ц.» создана огромная лит-ра – до 140 комментариев, сыгравших значит. роль в развитии кит. философии.
Первый перевод «И ц.» на лат. яз., сделанный миссионером П. Регисом, появился в Европе в 1834. Из др. полных переводов «И ц.» на европ. языки лучшими считаются англ. перевод Дж. Легга, вышедший в свет в конце 19 в., и нем. перевод Р. Вильгельма, опубликованный в 1924. Эти переводы, несмотря на обстоятельность филологич. анализа, грешат общим пороком: они сделаны с позиций бурж. идеалистич. методологии. На рус. яз. в переводе Ю. Шуцкого «И ц.» опубликован в 1960.
Лит.: Петров Α. Α., Очерк философии Китая, в кн.: Китай, М.–Л., 1940; Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.–Л., 1947; Шуцкий Ю. К., Китайская классическая «Книга перемен», М., 1960 (имеется библиогр. на кит. и япон. яз.); Y-King, antiquissimus sinarum liber quem ex latina interpretatione P. Regis…, ed. J. Monl, v. 1–2, Stuttsr.–Tubingae, 1834–39; Legge J., The texts of Confucianism, pt 2 – The Yi King, Oxf., 1882; Wilhelm R., I Ging. Das Buch der Wandlungen, aus dem chinesischen verdeutscht und erläutert…, Jena, 1924; Müller R., I Ging. Das Buch der Wandlungen, aus dem chinesischen verdeutscht und erläutert, Jena, 1937; Ваynes С. F., The I Ching or Book of Changes, transl. from the German version of R. Wilhelm, v. 1–2, N. Y., 1950; Φын Ю-лань, И-чжуань-ди чжэсюэ сысян (Философские идеи в «Комментариях к И цзин»), «Чжэсюэ яньцзю», 1960, No 7–8.
H. Сенин. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
.
Философия — особая форма познания мира, производит систему знаний о фундаментальных принципах бытия человека, о общие существенные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Также во философией понимают форму человеческого мышления, теоретическую форму мировоззрения.
Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция. Читать подробнее о теософии
Так уж сложилось, что человеку трудно прожить без веры. Рано или поздно каждый начинает испытывать потребность в этой жизненной опоре. Опоре для своих мыслей, поступков, надежд.