Что такое «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ»?
«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ»
«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ»
концепция, исходящая из тезиса, согласно к-рому содержание и структура познават. деятельности имеют своим источником свойства физиологич. субстрата (мозга и органов чувств), а не вещей самих по себе. Гносеологически «Ф. и.» основывается на том, что отражение реальности человеком опосредовано сложившимися в ходе биологич. эволюции спец. нервными устройствами. Сторонники «Ф. и.» полагают, что ощущения, восприятия, представления, будучи продуктами раздражения этих устройств, не воспроизводят характеристик объективного источника. Тем самым познават. эффект нервной активности оказывается независимым от представленного в этом эффекте внешнего предмета, знание о к-ром выступает как производное от субъекта. Поэтому, несмотря на рассмотрение организма как физиологич. реальности, сторонники «Ф. и.» являются идеалистами в теории познания: качества ощущений, представлений и т.д. для них первичны (по своему информативному составу) по отношению к объективной реальности. Ленин характеризует «Ф. и.» как тенденцию к «…идеалистическому толкованию известных результатов физиологии…» (Соч., т. 14, с. 290).
Концепция «Ф. и.» возникла в 19 в. в связи с экспериментальным обнаружением того, что сенсорная реакция органов чувств является специфической и может вызываться не только адекватным стимулом (напр., зрит, ощущение светом), но и неадекватным (напр., зрит, ощущение электрич. или механич. раздражителем). И. Мюллер и Ч. Белл сформулировали на этой основе принцип «специфической энергии органов чувств», к-рый составил теоретич. фундамент «Ф. и.», построенного тем же Мюллером. В дальнейшем «Ф. и.» был подвергнут критике как «справа» (Лотце, Чольбе и др.), так и «слева» (Фейербах, Сеченов, Ленин). Последоват. идеалисты утверждали, что специфика чувственных качеств зависит от свойств души, а не нервного субстрата; материалисты же, признавая факт специфичности органов чувств, трактовали его как показатель приспособления нервной системы к наиболее расчлененному и адекватному отображению свойств объектов.
Новые варианты «Ф. и.», возникшие в 20 в., связаны с попытками утвердить в качестве конечного источника объективно-значимой информации о мире либо структурные и функцион. свойства мозга (Шеррингтон), либо особенности нервно-мышечного приспособления (Холт).
Лит.: Ярошевский М. Г., Критика В. И. Лениным Ф. и. и ее значение для истории психофизиологии, «Вопр. психологии», 1960, No 2; его же, История психологии, 1966, гл. 7 и 12; Μüllеr J., Handbuch der Physiologie des Menschen, 4 Aufl., Bd 1–2, Coblenz, 1840–44; Holt E. В., The concept of consciousness, L., 1914.
M. Ярошевский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
.
Философия — особая форма познания мира, производит систему знаний о фундаментальных принципах бытия человека, о общие существенные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Также во философией понимают форму человеческого мышления, теоретическую форму мировоззрения.
Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция. Читать подробнее о теософии
Так уж сложилось, что человеку трудно прожить без веры. Рано или поздно каждый начинает испытывать потребность в этой жизненной опоре. Опоре для своих мыслей, поступков, надежд.
Но что же делать тем, кто не может принять ни религию в ее общепринятом виде?
Что делать, если Вы понимаете основы, но категорически не согласны со способами подачи и мишурой обрядов? Что делать, если Вы материалист и идеалист в одном лице?
Много раз журналистка дворянского происхождения Елена Петровна Блаватская задавала себе подобные вопросы. Эта женщина прожила яркую и необычную жизнь, оставив за собой целое учение и последователей по всему земному шару. Пожалуй, нет на земле места, где бы она не оставила свои следы. В 1875 году Блаватская со своим другом Генри Стилом Олькоттом основала Теософское общество.
Теософия — это эзотерическое учение, то есть, учение для посвященных. Читать подробно о теософии.
Для тех, кто видит пробелы в Библии и не ходит к священникам. Грешники не могут отпускать грехи грешников. Блаватская оставила современности глубокое познание религии, философии, науки, дав шанс человечеству окрепнуть и объединиться. Объединить мировые религии, избавившись стереотипов и коррумпированности внутри них. Всеобщее братство, независимо от цвета кожи, расы, пола, вероисповедания или касты.