Что такое «ЕЩЁ ОДНО УНИЧТОЖЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА»?
«ЕЩЁ ОДНО УНИЧТОЖЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА»
«ЕЩЁ ОДНО УНИЧТОЖЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА»
статья В. И. Ленина, посвященная критике книги П. Струве «Хозяйство и цена» (М., 1913), в к-рой известный веховец делал попытку опрокинуть экономич. теорию марксизма. Впервые напечатана в 1914 в журн. «Современный мир» (No 3). Особое внимание в статье уделялось рассмотрению приемов бурж. фальсификации теории науч. социализма.
В первом десятилетии 20 в. Россия окончательно превратилась в капиталистич. страну, что изменило отношение либерально-народнич. «профессорской» науки к марксизму: из «сочувственного» по видимости оно стало открыто враждебным. Бурж. ученые решили «всерьез уничтожить Маркса». На примере книги Струве Ленин раскрыл нек-рые типичные черты бурж. «критики» марксизма.
Струве, отмечал Ленин, вынужден признать «цельное материалистическое миросозерцание Маркса», но вместе с тем он отказывается от сколько-нибудь серьезного его рассмотрения, пытается найти в нем несуществующие противоречия. Уверения вместо доказательств, «груда надерганных несвязных цитат», фельетонный язык – таков обычный арсенал «критиков» марксистской теории. Почет, к-рым капиталистич. общество окружает «… героев подобного шутовства, – писал Ленин, – …показывает в сотый и тысячный раз «закон» буржуазной эпохи: тем больше чести, чем наглее и бесстыднее издевательство над наукой ради уничтожения Маркса» (Соч., т. 20, с. 175).
Ленин разоблачил такой характерный прием бурж. «критиков», как сравнение и сближение марксизма с явно ненауч. теориями прошлого (Струве, напр., сравнивал «логическую структуру» марксистской трактовки закона стоимости с «учением» Фомы Аквинского о первородном грехе). Не отрицая познават. значения аналогий, отмечая, напр., что «… в борьбе средневековых номиналистов и реалистов есть аналогии с борьбой материалистов и идеалистов…» (там же, с. 173), Ленин возражал против подмены аналогиями исторически-конкретного анализа преемственности в развитии науки.
В связи с критикой книги Струве Ленин останавливается на вопросе об объективном характере законов обществ. развития, выступает против попыток Струве подменить их основанными на абстрактном «долженствовании» законами кантианской этики. На примере категорий цены и стоимости Ленин показывает, как тысячелетняя практика толкала человечество к необходимости понять и точнее выразить «законосообразность в явлении обмена», осознать различие «между единичным… и постоянным, между случайным и массовым, между моментальным и охватывающим длительные промежутки времени», подняться в процессе развития знания «… от случайного и единичного к устойчивому и массовому…» (там же, с. 182). При этом Ленин указывает на плодотворное влияние естествознания на науки об обществе; он пишет: «Могущественный ток к обществоведению от естествознания шел, как известно, не только в эпоху Петти, но и в эпоху Маркса. Этот ток не менее, если не более могущественным остался и для XX века» (там же, с. 176).
Ленин отметил реакц. характер бурж. философии 20 в.; обвиняя как последоват. идеализм, так и последоват. материализм в метафизике, эта философия провозглашает своим лозунгом эмпиризм и скептицизм. Подчеркивая, что скептицизм свойствен «всем приходящим в упадок классам», Ленин дает характеристику истоков буржуазного скептицизма: «Отчаяние в возможности научно разбирать настоящее, отказ от науки, стремление наплевать на всякие обобщения, спрятаться от всяких «законов» исторического развития, загородить л е с – деревьями, вот классовый смысл того модного буржуазного скептицизма, той мертвой и мертвящей схоластики, которые мы видим у г-на Струве» (там же, с. 179). Раскрывая реакц. сущность бурж. обществоведения, Ленин подчеркивает, что «изгнание з а к о н о в из науки есть на деле лишь протаскивание з а к о н о в р е л и г и и» (там же, с. 182).
В статье «Еще одно уничтожение социализма» Ленин характеризует также отд. моменты истории обществ. наук вообще, истории философии – в частности. Он пишет, напр., о понимании в средние века всякого науч. закона «… в религиозном и этическом значении» (там же, с. 172); о прогрессе в понимании классовой структуры общества; о развитии диалектики, историзма в учениях бурж. философов и историков начала 19 века и т.п. В статье неоднократно указываются идейные предшественники марксизма, представляющего собой «…высшее развитие всей исторической и экономической и философской науки Европы» (там же, с. 184).
Н. Коликов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
.
Философия — особая форма познания мира, производит систему знаний о фундаментальных принципах бытия человека, о общие существенные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Также во философией понимают форму человеческого мышления, теоретическую форму мировоззрения.
Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция. Читать подробнее о теософии