ДЮРИНГ

Что такое ДЮРИНГ?

ДЮРИНГ

ДЮРИНГ

        (Duhring) Евгений (12.1.1833, Берлин, — 21.9.1921, Новавес, близ Потсдама), нем. философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Д. предпринял попытку построить систему «философии действительности», которая утверждала бы новый способ мышления. Однако его построения оказались смешением элементов метафизич. материализма, позитивизма и кантианства. Он считал философию априорным учением о высших, или последних, истинах. Мир, по Д., не имеет конца, но имел начало во времени, чему предшествовало состояние абс. покоя. Переход от покоя к движению Д. объясняет при помощи понятий некоей «механич. силы», якобы присущей материи. Т. о., Д. стремился избежать идеи перводвигателя и одновременно отойти от материалистич. трактовки движения как атрибута материи. Время у Д. оторвано от пространства и материи.
        Социологич. концепция Д. основана на идеалистич. воззрении, согласно которому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Насилие рассматривается Д. безотносительно к эко-номич. структуре общества, существованию классов, социального неравенства. Социалистич. преобразование общества, по Д., должно исключать революц. переворот и идти в духе мелкобурж. социализма Пру-дона, путём кооперирования мелких производителей. Он выступал против политэкономии марксизма, материалистич. диалектики и науч. социализма. Идеи Д. получили некоторое распространение в среде нем. с.-д-тии. Это побудило Ф. Энгельса подвергнуть воззрения Д. критич. анализу, показавшему их эклектич. характер и науч. несостоятельность (см. «Анти-Дюринг»).
        Naturliche Dialektik, В., 1865; Cursus der Philosophie…, pz., 1875; Logik und Wissenschaftstheorie, Lpz., 19052; в рус. пер.— Ценность жизни, СПБ, 1894.
        Л е н и и В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; AI brecht G., E. Duhring, Jena, 1927.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.
Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.
1983.

ДЮРИНГ

(Dühring)

Евгений (род. 12 янв. 1833, Берлин – ум. 21 сент. 1921, Новавес, близ Берлина) – нем. философ и экономист; умеренный материалист. Признавал понятие силы и специфического жизненного принципа, ощущение и мысль рассматривал как простые состояния возбуждения материи. Исходя из свойств числа, Дюринг утверждал конечность Вселенной в пространстве и конечность мирового процесса во времени; делимость материи также должна иметь предел. Поскольку Вселенная и жизнь однажды начались, они всегда могут начаться вновь. Осн. произв.: «Der Wert des Lebens im Sinne einer heroischen Lebensauffassung», 1865; «Kritische Grundlegung der Volkswirtschaftslehre», 1866; «Kritische Geschichte der Philosophie», 1869; «Kritische Geschichte der allgemeinen Prinzipien der Mechanik», 1873; «Kursus der Philosophie», 1875; «Logik und Wissenschaftstheorie», 1878; «Die Judenfrage», 1881; «Sachen, Leben und Feinde», 1882; «Der Ersatz der Religion durch Vollkommeneres», 1883; «Wirklichkeitsphilosophie», 1895.

Читать  Causa exemplaris

Философский энциклопедический словарь.
2010.

ДЮРИНГ

(Dühring), Евгений (1833–1921) – нем. философ, экономист, правовед, колеблющийся между метафизич. материализмом и позитивизмом в духе О. Конта. Нек-рое время (1863–77) был приват-доцентом Берлинского ун-та. Его выступление в защиту приоритета Р. Майера в открытии закона превращения энергии против Гельмгольца, оспаривавшего этот приоритет, выступления в защиту прав женщин, а также атеизм явились причиной увольнения из ун-та. В 70-х гг. 19 в. Д. объявил себя социальным реформатором, выступил против науч. социализма Маркса и Энгельса, пытаясь противопоставить ему идеалистич. понимание истории. В своих представлениях о будущем обществе Д. склонялся к анархизму. Д. не понимал социалыю-экономич. корней религии. Он считал, что в будущем обществе религия должна быть запрещена. Д. оказал нек-рое влияние на неустойчивых, недостаточно теоретически подготовленных членов герм. с.-д. партии, в связи с чем Энгельс выступил с детальной, всесторонней критикой его филос., политич. и социологич. воззрений в своей знаменитой книге «Анти-Дюринг». В ранней работе «Естественная диалектика» («Natürliche Dialektik», 1865) Д. пытался сочетать материалистич. понимание природы с кантианством. Так, он утверждал, что понятие бесконечности возникает из внутренне (имманентно) присущей мышлению способности, в действительности же все существующее подчиняется закону определ. количества. Вместе с тем в этой же работе Д. отстаивает материалистич. положение о связи мышления с бытием, утверждая, что законы логики выражают объективные отношения между вещами. В своих последующих филос. работах – «Курс философии» («Cursus der Philosophie…», 1875), «Логика и теория познания» («Logik und Wissenschaitstheorie», 1878, 2 изд., 1905) Д. подвергает критике кантианство и пытается сочетать материализм с позитивизмом. Однако он не преодолевает кантианства, что сказывается в его понимании задачи философии – выведение наиболее общих принципов бытия и познания из чистого мышления. Сводя предмет философии к разработке априористической «мировой схематики», Д. возрождает исторически изжившее себя противопоставление философии положит. наукам. Претендуя на обоснование материалистич. положения о единстве мира, Д. выводит его из априористич. тезиса о всеохватывающем характере бытия, утверждая, что единство всего многообразия явлений природы заключается в их существовании. Бесконечность Вселенной Д. истолковывает чисто этимологически, т.е. как нечто, не имеющее конца, но имеющее начало. Однако признание начала мира во времени означает фактич. отказ от материализма, что проявляется далее в допущении первоначального, самому себе равного состояния мира, переход к-рого в состояние движения не может быть научно объяснен с этих метафизически-механистич. позиций, предполагающих наличие внешнего толчка, т.о. бога. Правда, Д. отказывается от признания божеств. первотолчка, допуская первоначальное «единство материи и механической силы», но и это механистич. представление не спасает его философию от идеалистич. выводов. Допущение самому себе равного первоначального вневременного состояния мира приводит Д. к идеалистич. выводу о возникновении времени благодаря движению. Время отрывается от пространства и от материи. В теории познания Д. абсолютно противопоставляет истину и заблуждение, утверждая, что «подлинные истины вообще неизменны…» (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 80). Отрицая объективность диалектич. противоречий, Д. допускает лишь взаимодействие противоположно направленных сил. Законы диалектики Д. изображает в виде надуманных логич. конструкций, извне налагаемых на явления. На деле же, как показал Энгельс, не законы диалектики, а принципы, выдвигаемые Д., носят спекулятивный, идеалистич. характер.
В социологии Д. исходит из «робинзонады» – ненауч. представления об отд. изолированно взятых индивидах, к-рые вступают друг с другом в различные отношения, объясняемые с помощью т.н. «теории насилия». В этике Д. проповедует вечные, неизменные, вневременные принципы нравственности в духе Канта. Теория права Д. также носит идеалистич., спекулятивный характер; она исходит из абстрактного представления о произволе индивидов и из столь же абстрактной концепции насилия, игнорирующей его реальные экономич. и политич. предпосылки.
Наиболее значит. произведением Д. является «Критическая история всеобщих принципов механики» («Kritische Geschichte der allgemeinen Principien der Mechanik», 1873, 2 изд., 1877). Однако и в ней обнаруживается характерное для Д. колебание между материализмом и идеализмом. Эта работа Д. оказала нек-рое влияние на развитие позитивистского релятивизма и «физического» идеализма.
В 1924 в Германии был создан «Дюринговский союз», пропагандировавший его труды и идеи.
Соч.: Kritische Geschichte der Philosophie von ihren Anfängen bis zur Gegenwart, 3 Aufl., Lpz., 1878; в рус. пер. Ценность жизни, СПБ, 1894.
Лит.: Энгельс Φ., Анти-Дюринг, M., 1957; Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, M., 1953; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд. т. 14; Ρойтман Д., Евгений Дюринг как литературный критик…, СПБ, 1899; Vaihinger H.. Hartmann, Dühring und Lange, Iserlohn, 1876; Döll Ε., Eugen Dühring, Lpz., 1893
Т. Ойзерман. Москва.

Читать  FAUSSE RECONNAISSANCE - это... Что такое FAUSSE RECONNAISSANCE?

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

.

Страницы: 1 2

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *