Что такое «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ»?
«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ»
«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ»
фальшивый программный лозунг и реформистская теория совр. правых социалистов, в замаскированной форме отстаивающая капиталистич. строй и противопоставляющая себя науч. социализму Маркса – Энгельса – Ленина. Понятие «Д. с.» впервые введено в употребление в 30-х гг. нем. социал-демократами. Затем подхвачено М. Филиппсом и др. англ. лейбористами в 40-х гг. 20 в. «Д. с.» являлся офиц. идеологией социалистич. Интернационала и входящих в него партий.
Теория «Д. с.», реставрирующая обветшалые концепции гильдейского и муниципального социализма фабианцев, этич. социализма Каутского и австромарксистов (см. Австромарксизм), представляет собой ревизию и отречение от марксизма. Социальная основа «Д. с.» – мелкая буржуазия, в среде к-рой распространены иллюзии о возможности реформистского «лечения» и «штопанья» капитализма, и рабочая аристократия, защищающая интересы монополий против трудящихся. Существо «Д. с.» – социализм на словах, сохранение капитализма на деле. Теоретики «Д. с.» (Ласки, Моррисон, Стрейчи, Коул, Б. Каутский, Штернберг, Рюбель и др.), тенденциозно истолковывая государственно-монополистич. тенденции совр. капитализма, изображают загнивающий монополистич. капитализм как процветание и стихийное перерастание в социализм, а монополии – как благодетелей общества. Поэтому «Д. с.» отрекается от требования обществ. собственности на средства произ-ва. Его лозунг «публичная собственность», т.е. полное сохранение монополий под ширмой «гос. контроля» и «участия в прибылях».
Совр. капиталистич. общество с возрастающей противоположностью интересов монополистич. буржуазии и трудящихся «Д. с.» изображает как гармонию классов, где полюсы богатства и нищеты нейтрализуются т.н. «средним классом». Отсюда тактика классового сотрудничества, т.н. этич. обновления общества без революц. насилия против эксплуататоров, социализм для всех классов, «революция с общего согласия». Совр. капиталистич. гос-во «Д. с.» представляет как надклассовое, как орудие для достижения «всеобщего благосостояния», как беспристрастного арбитра между антагонистич. классами и выдвигает программу укрепления и совершенствования капиталистич. гос-ва и тактику «влияния» на него через парламент вместо революц. (мирного или немирного) завоевания власти трудящимися.
Империализм и колониальную систему «Д. с.» объявляет переродившимися в «содружество наций», где колонизаторы «опекают» отсталые народы. Отсюда – тактика поддержки «своего» империализма при подавлении нац.-освободит. движений в Азии и Африке (Эттли, Ги Молле и др.).
Совр. мир, в к-ром существуют две мировые экономич. и политич. системы – социализм и капитализм, «Д. с.» изображает как противоположность «тоталитаризма» и «демократии». «Д. с.» неизменно враждебен мировой социалистич. системе и коммунистич. партиям. «Д. с.» поддерживает агрессивные империалистич. блоки и в конечном счете оказывается на стороне сил войны против сил мира (напр., бельг., правый социалист Спаак с 1957 является ген. секретарем НАТО).
«Д. с.» демобилизует рабочий класс в его революц. борьбе против капитализма, сеет рознь между различными отрядами трудящихся.
В 1958 англ. лейбористская партия выступила с рядом программных документов: «К равенству», «Личная свобода», «Помощь колониям и слаборазвитым странам», «Промышленность и общество» и «План прогресса», в к-рых правые социалисты порывают с традиц. представлением о социализме как системе, основанной на обществ. собственности на средства произ-ва и поэтому принципиально отличной от капиталистич. системы. В этих документах, как и в подобных документах австр. и западногерм. социал-демократов, выдвигается трактовка социализма как некоей совокупности моральных принципов, к-рые должны быть претворены в жизнь путем социальных реформ в рамках капиталистич. строя.
Лит.: Чепраков В., Современный капитализм и антимарксизм, «Коммунист», М., 1957, No 17; Кэмпбелл Дж. Р., Лейбористская партия сегодня – ее политика и идеология, «Проблемы мира и социализма», 1959, No 1; Коул Д. Д. Г., Капитализм в современном мире, М., 1958; Соlе G. D. Н., World socialism restated, L., 1957; его же, Capitalism in the modern world, L., 1957; Crosland C. A. R., The future of socialism, L., 1957; Seki J., Democratic socialism and its ideology, «Socialist internat. inform.», L., 1956, v. 6, No 37.
В. В. Колбановский. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
.
Философия — особая форма познания мира, производит систему знаний о фундаментальных принципах бытия человека, о общие существенные характеристики человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех его основных проявлениях. Также во философией понимают форму человеческого мышления, теоретическую форму мировоззрения.
Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция. Читать подробнее о теософии
Так уж сложилось, что человеку трудно прожить без веры. Рано или поздно каждый начинает испытывать потребность в этой жизненной опоре. Опоре для своих мыслей, поступков, надежд.
Но что же делать тем, кто не может принять ни религию в ее общепринятом виде?