«АНТИ-ДЮРИНГ»

Что такое «АНТИ-ДЮРИНГ»?

«АНТИ-ДЮРИНГ»

«А́НТИ-ДЮРИНГ»

название, под к-рым вошло в историю классич. произведение Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом». «А.-Д.» – полемич. работа, направленная против нем. мелкобурж. идеолога Е. Дюринга, содержит всестороннее изложение трех составных частей марксизма – диалектич. и историч. материализма, политич. экономии, теории науч. коммунизма. «Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук… Это удивительно содержательная и поучительная книга» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 2, с. 11).
Создание «А.-Д.» было обусловлено прямой политич. необходимостью. В 1875 Дюринг, взгляды к-рого в философии представляли собой эклектич. смесь из вульгарного материализма, позитивизма и идеализма, выступил со своей собств. разновидностью мелкобурж. социализма. Нападки Дюринга на марксизм нашли сочувств. отклик среди части членов только что объединившейся (1875) с.-д. партии Германии. Наиболее активным дюрингианцем в партии стал И. Мост. При таких обстоятельствах В. Либкнехт обратился к Энгельсу с настойчивой просьбой выступить против этого нового течения. Энгельс счел своим парт. долгом дать бой новоявленному учению и тем самым уберечь партию от наметившейся ревизии марксизма. Так возникло произведение, страстно-полемич. по форме и энциклопедически-универсальное по содержанию. Энгельс начал работать над «А.-Д.» в мае 1876.В рукописи он прочитал его Марксу, а главу, касающуюся истории политич. экономии, Маркс написал сам. С янв. 1877 по июль 1878 «А.-Д.» был опубликован в виде большой серии статей в центр. органе с.-д. партии – газ. «Vorwärts». Опубликование «А.-Д.» вызвало яростные нападки со стороны врагов марксизма. В 1877 на съезде с.-д. партии дюрингианцы пытались добиться прекращения публикации. После введения в 1878 исключит. закона против социалистов книга в Германии была запрещена.
Соответственно трем составным частям марксизма «А.-Д.» состоит из трех осн. отделов: Философия, Политическая экономия, Социализм. Осн. содержанием книги является борьба за последоват., диалектич. материализм. «Либо последовательный до конца материализм, либо ложь и путаница философского идеализма, – вот та постановка вопроса, которая дана в каждом параграфе „Анти-Дюринга“» (Ленин В. И., там же, т. 14, с. 323).
Во введении Энгельс дает очерк развития философии и обосновывает историч. неизбежность возникновения марксизма. Он доказывает закономерность смены осн. периодов в истории философии: наивная диалектика древности – метафизика 17–18 вв. – идеалистич. диалектика классич. нем. философии – материалистич. диалектика марксизма. Энгельс показывает, что распространение материализма на понимание истории общества создает науч. основу для изучения капиталистич. способа произ-ва, превращения социализма из утопии в науку. Вместе с тем Энгельс показывает, как развитие естествознания и развитие классовой борьбы обусловливают развитие философии, а возникновение диалектич. материализма приводит к коренному изменению самого предмета философии (гл. I). В 1-м отделе Энгельс излагает решение осн. проблем материализма и диалектики, а также материалистич. понимания истории. С самого начала он формулирует последовательно-материалистич. и диалектич. решение осн. вопроса философии. Сознание – продукт человеч. мозга, а сам человек – продукт природы. Поэтому законы мышления и законы природы согласуются между собой. Мышление есть отражение бытия. Даже аксиомы и понятия математики абстрагированы из действит. мира (гл. III). Возможности познания безграничны, но и сам процесс познания бесконечен; абс. истина осуществляется в бесконечном ряде относит. истин (гл. III и IX). Единство мира состоит в его материальности (гл. IV). Мир бесконечен в пространстве и во времени. Пространство и время – суть осн. формы всякого бытия (гл. V). Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение есть форма бытия материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя (гл. VI). Различные формы движения (механич., физич., химич., биологич.) являются предметом изучения различных наук (гл. VI–VII). Все науки можно разделить на 3 группы: науки о неживой природе; науки, изучающие живые организмы; историч. науки; особо выделяются науки, исследующие законы человеч. мышления – формальная логика и диалектика (гл. IX). Энгельс определяет соотношение этих двух наук, проводит глубокую аналогию между соотношением формальной логики и диалектики и соотношением элементарной и высшей математики. Но диалектика – это не только наука о мышлении. Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеч. общества и мышления (гл. XIII). Осн. законы диалектики: противоречие как сущность движения, переход количества в качество, отрицание отрицания (гл. XII–XIII). С т.зр. материалистич. диалектики Энгельс исследует различные проблемы естеств. и обществ. наук: значение космогонич. гипотезы Канта (гл. I и VI) и эволюц. теории Дарвина (гл. VII), роль органич. клетки и сущность жизни (гл. VIII); классовый характер морали (гл. IX), социальное равенство (гл. X), соотношение свободы и необходимости (гл. XI) и т.д.
Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономич. учение Маркса, дает определение предмета и метода политич. экономии (гл. I), разоблачает идеалистич. теорию насилия как якобы определяющего фактора обществ. развития, показывает решающую роль экономики в развитии армии и политич. власти, рассматривает два пути возникновения классов, экономич. предпосылки социалистич. революции и революц. роль насилия при смене старого общества новым (гл. II–IV). Энгельс излагает марксистское понимание стоимости, простого и сложного труда, капитала и прибавочной стоимости, земельной ренты (гл. V–IX). В написанной Марксом X гл. рассматриваются нек-рые проблемы истории политич. экономии, в частности дается разгадка «Экономической таблицы» Кенэ.
В 3-м отделе Энгельс дает очерк истории и теории научного социализма, показывает, что научный социализм является теоретич. выражением пролетарского движения, и характеризует будущее, коммунистич. общество (см. Коммунизм). Энгельс, опираясь на материалистич. понимание истории, вскрывает осн. противоречие капитализма – противоречие между производит. силами и производств. отношениями, между обществ. характером производства и частным характером присвоения. Это противоречие проявляется как противоположность между организацией производства на каждом отдельном предприятии и анархией производства во всем обществе, как антагонизм между пролетариатом и буржуазией. Оно находит свое разрешение в пролетарской революции. Пролетариат берет власть в свои руки и превращает средства производства в обществ. собственность. Анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества. Начинается беспрерывное, постоянно ускоряющееся развитие производит. сил. На этой основе исчезает калечащее человека разделение труда. Все члены общества принимают участие в производит. труде; труд превращается из тяжелого бремени в первую жизненную потребность. Исчезает противоположность между умственным и физич. трудом, между городом и деревней. Уничтожаются классовые различия и отмирает гос-во. Коренным образом изменяется семья. Воспитание соединяется с трудом. Исчезает религия. Люди становятся действительно и сознательно господами общества, а вследствие этого и господами природы. Человечество совершает скачок из царства необходимости в царство свободы (см. Необходимость и свобода).
«А.-Д.» явился итогом развития марксизма за три десятилетия. Идеи этой книги получили дальнейшее развитие в работах Энгельса «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»и в работах Ленина. «А.-Д.» стал «настольной книгой всякого сознательного рабочего» (Ленин В. И., там же, т. 19, с. 4). Уже при жизни Энгельса книга выдержала 3 отд. изд. (Лейпциг, 1878, Цюрих, 1886, Штутгарт, 1894).
Г. Багатурия. Москва.
С у д ь б а «А.-Д.» в Р о с с и и . Благодаря тесной связи основоположников марксизма с рус. революц. движением «А.-Д.» появился в России уже в 1878: Лавров получил экземпляр книги от Энгельса, Ковалевский – от Маркса (в 1884 Энгельс выслал экземпляр «А.-Д.» также и Е. Паприц).
В 1879 в редактируемом Ковалевским журн. «Критическое обозрение» (1879, No 15) была напечатана благожелат. рецензия на «А.-Д.» Зибера, бóльшую часть к-рой составляли отрывки из книги. В журн. «Слово» (1879, No 11) под назв. «Диалектика в ее применении к науке» Зибер, не упоминая фамилии Энгельса, напечатал большое извлечение из «А.-Д.» (неполный перевод 1-го отдела и первых трех глав 2-го отдела книги). Обещанное продолжение не появилось из-за цензурных препятствий. Царская цензура, к-рая квалифицировала «А.-Д.» как «социалистический катехизис», «опасное орудие» с.-д. пропаганды, запрещала распространение и перевод книги (см. публикацию «Царская цензура о произведениях Ф. Энгельса», вступит. статья Ф. Константинова, «Красный архив», т. 4/71, М., 1935).
Популяризация «А.-Д.» в России имела большое значение ввиду значит. распространения дюрингианства в кругах рус. интеллигенции (работы Козлова, П. Милославского и др.), среди революционно-настроенной молодежи (см. Г. А. Лопатин – Энгельсу, 17 апр. 1878, в кн.: «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», 1951, с. 225–26). Идеи Дюринга брались на вооружение мелкобурж. писателями – Лавровым (после знакомства с «А.-Д.» отношение Лаврова к Дюрингу существенно изменилось), Михайловским, Н. Русановым, Л. Тихомировым (см. В. Шульгин, «„Анти-Дюринг“ в России 70-х годов», «Звенья», VIII, М., 1950). Поэтому нападки народнич. «Русского богатства» на книгу Энгельса (статьи Михайловского, а также И. Б[русилов]ского, «Нечто о диалектическом методе», 1895, No 4; Н. Г. [X. Г. Житловского], «Материализм и диалектическая логика», 1898, NoNo 6, 7) не были случайны.
В 80–90-е гг. было осуществлено неск. нелегальных изданий «А.-Д.». Напр., в нач. 80-х гг. сокращенный перевод «А.-Д.» был издан моск. «Обществом переводчиков и издателей» (см. О. Калекина, Издание марксистской литературы в России конца XIX в., 1957, с. 89). В нач. 90-х гг. участники моск. марксистских кружков перевели ряд отрывков из «А.-Д.» (см. Л. А. Левин, Библиография произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, 1948, с. 131). Отрывки из книги печатались и в журналах (см. тамже, с. 137), Главы о теории насилия были приложены к осуществленному В. Засулич и изданному (1884) группой «Освобождение труда» переводу брошюры Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке», пользовавшемуся большой известностью среди русских революционеров. Книга Энгельса изучалась в подпольных кружках Петербурга, Казани, Москвы, Самары, Нижнего Новгорода и др. городов.
Идеи «А.-Д.» широко использовались в русской марксистской литературе, в частности в работах Г. В. Плеханова.
Ленин на протяжении всей своей деятельности постоянно обращался к «А.-Д.» при освещении различных науч. проблем.
Первое легальное издание «А.-Д.» на рус. языке вышло в 1904 [изд. В. И. Яковенко, ПТБ., тираж 2450, ок. 50 цензурных вымарок, перевод Л. Мартова – «прямо плохой перевод, с ошибками» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 12, с. 85)].
В СССР «А.-Д.» был издан 63 раза общим тиражом 2461 тыс. экз. на 18 языках (данные на 1 апр. 1960).
А. Володин. Москва.
Лит.: Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, вып. 1; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14; его же, Государство и революция, там же, т. 25, с. 367–73. Справочный материал к «А.-Д.» см. вжурн. «В помощь марксистско-ленинскому образованию», 1941, No 1–5 и 9; Агол И. И., Основы марксизма («Анти-Дюринг» Ф. Энгельса), 3 изд., М., 1926; Πознер В., Энгельс в борьбе против Дюринга и дюринговцев, «Под знаменем марксизма», 1940, No 11; Ульман Г. С., К истории создания классического труда Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», «Вопр. философии», 1952, No 6; Ильичев Л. Ф., О произведении Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», [М.], 1953; Макаров А. Д., О произведении Фридриха Энгельса «Анти-Дюринг», М., 1953; Πерелыгин Н. С., Вопросы социализма и коммунизма в труде Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», М., 1955(Автореф. дисс.); Нарский И. С., Развитие марксистской философии в «Анти-Дюринге» Ф. Энгельса, [М.], 1958; Момджян X., Мощное оружие в борьбе за революционный марксизм, «Коммунист», 1958, No 10.

Читать  "ОБ УМЕ"

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

.

Страницы: 1 2

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *