1_ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ

Что такое 1_ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ?

1_ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ

1_ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ

Ab ovo (лат.) — с самого начала (букв. — с яйца).

Accidens (лат.) — несущественное, случайное, привходящее свойство.

Actu; in actu (лат.) — актуально, в действии, в действительности.

Ad hoc (лат.) — для данного случая. Напр., гипотеза ad hoc.

Ad hominem, argumentum ad hominem (лат.) — аргумент, апеллирующий к личным свойствам того, о ком идет речь или к кому обращено доказательство.

Ad infinitum (лат.) — до бесконечности; невозможность установить последнее основание в цепи рассуждений или последнюю причину в цепи причин.

Aequilibrium indifferentiae (лат.) — равновесие двух противоположных побуждений.

Affirmo (лат.) — утверждаю. Термин Боэция, обозначающий утвердительное суждение. Первой гласной A обозначают общеутвердительные, второй гласной I — частноутвердительные суждения.

A fortiori (лат.) — тем более. В логике — доказанное для менее очевидного, тем более признается для более очевидного.

Agens (лат.) — движущая сила, действующая сущность.

Agere sequitur esse (лат.) — действовать, следовательно, быть. Заключение от активности к бытию (схоластический тезис).

A limine (лат.) — с порога. Сразу, решительно (иногда — поверхностно) отвергать или критиковать.

Als ob (нем.) — как если бы. Кант в «Критике способности суждения» утверждает, что разум должен мыслить природу так, как если бы в ней была осуществлена система целей.

Amicus Plato, sed magis arnica veritas (лат.) — Платон — друг, но больший друг — истина.

Amor dei intellectualis (лат.) — интеллектуальная любовь к Богу. Выражение Спинозы.

Amor fati (лат.) — любовь к року. Выражение стоиков. У Ницше — радостное принятие судьбы сверхчеловеком.

Analogia entis (лат.) — аналогия сущего.

Analogon rationis (лат.) — подобное разуму. Низшие формы знания, присущие, по Лейбницу, животным.

A nescire ad non esse (лат.) — от незнания — к несуществованию. Ошибочное заключение.

Anima, animus (лат.) — душа, дух, жизненное и чувственное начало. В учении Юнга — архетипы коллективного бессознательного: ввиду бисексуальности человека в бессознательном мужчины присутствует персонифицированный женский образ (анима), в бессознательном женщины — мужской (анимус).

Anima mundi (лат.) — мировая душа (Цицерон).

Animo deliberate (лат.) — надлежаще обдумав.

Anschauung (нем.) — интуиция, созерцание.

An sich (нем.) — в себе; (само) по себе. Так Вольф перевел латинское in se. У Канта «Ding an sich» — «вещь в себе». У Гегеля — нераскрытое и неосознанное содержание.

Antecedens — consequens (лат.) — предыдущий — последующий.

A posse ad esse non valet consequentia (лат.) — от возможного не следует заключать к действительному.

Arbitrium liberum (лат.) — свобода воли (выбора).

A realibus ad realiora (лат.) — от реального к реальнейшему.

Argumenta adversaria (лат.) — доводы противной стороны.

Argumenta ponderantur, non numerantur (лат.) — сила доказательств в вескости, а не в количестве.

Argumentum ad ignorantiam (лат.) — аргумент к незнанию. Доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого.

Argumentum ambiguum (commune) (лат.) — аргумент обоюдный, или общий. Доказательство, которое можно повернуть против доказывающего.

Argumentum baculinum (лат.) — «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном смысле — осязаемое доказательство.

Argumentum ex contrario (лат.) — доказательство от противного.

Argumentum ex silentio (лат.) — доказательство, выводимое из умалчивания.

Argumentum externum (лат.) — аргумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса.

Argumentum internum (лат.) — аргумент, указывающий на саму спорность вопроса.

Argumentum legis (лат.) — законный довод.

Argumentum nimiuni probans (лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.

Argumentum primarium (palmarium) (лат.) — решающее (приносящее победу) доказательство.

Ars conjecturalis (лат.) — искусство толкования.

Ars magna (лат.) — великое искусство. Название логического труда Луллия.

Artes liberates (лат.) — свободные искусства. Позднеан-тичное и средневековое название семи светских наук.

Aseitas (лат.) — от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Средневековый термин.

Asylum ignorantiae (лат.) — убежище невежества. Понятие, на котором останавливаются, чтобы избежать дальнейших размышлений.

Aurea mediocritas (лат.) — золотая середина (Гораций).

Automaton spirituale (лат.) — духовный механизм (Лейбниц).

Begriffsdichtung (нем.) — поэзия понятий. Ланге о сущности метафизики.

Bellum omnium contra omnes (лат.) — война всех против всех (Гоббс).

Bona fide (лат.) — заслуживающий доверия.

Bon sens (фр.) — здравый смысл.

Calculus probabilium (лат.) — исчисление вероятностей.

Casus conscientiae (лат.) — вопрос совести.

Causa (лат.) — причина, основание.

Causa activa (лат.) — действующая причина.

Causa corporalis (лат.) — физическая причина.

Causa cognoscendi (лат.) — основание познания.

Causa efficiens (лат.) — действующая причина.

Causa essendi et fiendi (лат.) — основание существования и возникновения.

Causa exemplaris (лат.) — причина парадигматическая; порождающая модель вещи.

Causa finalis (лат.) — целевая (конечная) причина.

Causa formalis (лат.) — формальная причина.

Causa materialis (лат.) — материальная причина.

Causa movens (motiva) (лат.) — движущая причина.

Causa sui (лат.) — причина себя (схоластический термин). По Спинозе, субстанция — причина самой себя.

Causa vera (лат.) — истинная причина.

Causae occasionales (лат.) — побудительные причины, «случайные» причины, когда одно действие вызывается по поводу (по случаю) другого.

Characteristica universalis (лат.) — универсальное знаковое искусство (Лейбниц).

Circulus in definiendo (лат.) — круг в определении.

Circulus in demonstrando (лат.) — круг в доказательстве.

Circulus in probando (лат.) — круг в обосновании, доказательстве.

Circulus vitiosus (лат.) — порочный круг. Доказательство, предпосылки которого уже содержат то, что должно быть доказано.

Cogito ergo sum (лат.) — мыслю, следовательно, существую. Тезис Декарта.

Cogitor ergo sum (лат.) — мыслюсь (Богом), следовательно, существую. Тезис Баадера, противопоставленный тезису Декарта.

Common sense (англ.) — здравый смысл.

Conatus (лат.) — порыв, стремление. По Гоббсу, ответная реакция тела на воздействие силы.

Concordia discors (лат.) — несогласное согласие. Тождественность в к.-л. смысле мнений спорящих сторон.

Concursus dei (лат.) — соприсутствие Бога. Участие Бога в деятельности спасающего душу человека; постоянная поддержка Богом существования вещей.

Conditio sine qua non (лат.) — необходимое условие.

Consensus (consensus gentium, consensus omnium) (лат.) — согласие, общее мнение (согласие народов, согласие всех).

Contradictio in adjecto (лат.) — противоречие э определении. Напр., круглый квадрат.

Corpus mysticum (лат.) — мистическое тело. Символическое обозначение христианской церкви как тела Христова.

Creatio continua (лат.) — непрерывное творение.

Creatio ex nihilo (лат.) — творение из ничего.

Credo (лат.) — верую. Исповедание, символ веры; убеждения.

Credo, quia absurdum (лат.) — верую, потому что абсурдно. Неточная цитата из Тертуллиана; искажение его слов «credibile est quia ineptum» — «вероятно, ибо нелепо».

Credo, ut intelligam (лат.) — верю, чтобы понимать. Принцип Августина, повторенный Ансельмом Кентерберий-ским.

Cum principia negante non est disputandum (лат.) — с отрицающим принципы не должно спорить; для спора нужна некоторая общность исходных посылок.

Curriculum vitae (лат.) — жизненный путь; жизнеописание.

Dasein (нем.) — существование, определенное бытие, наличное бытие, здесь — бытие.

De facto (лат.) — фактически, на деле.

De jure (лат.) — по закону, юридически.

De omnibus dubitandum (лат.) — подвергать все сомнению. Принцип философии Декарта.

Determinatio est negatio (лат.) — ограничение есть отрицание (Спиноза). Иногда «determinatio» переводится как «определение».

Deus ex machina (лат.) — бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях конфликт часто разрешался появлением бога при помощи театрального механического приспособления.

Deus sive natura (лат.) — бог, или (то есть) природа. Отождествление Спинозы.

Dictum sapienti sat (лат.) — сказанного достаточно разумному.

Differentia specifica (лат.) — видовое отличие (схоластический термин).

Distinctio (formalis, rationis, realis) (лат.) — различение (формальное, рациональное, реальное).

Docta ignorantia (лат.) — ученое незнание; умудренное неведение (Николай Кузанский).

Doctorangelicus (лат.) — ангелический доктор. Почетный титул Фомы Аквинского.

Doctor illuminatus (лат.) — просветленный доктор. Почетный титул Раймунда Луллия.

Doctor invincibilis (лат.) — непобедимый доктор. Почетный титул Уильяма Оккама.

Doctor marianus (лат.) — доктор, погруженный в молитвенное созерцание Девы Марии. Почетный титул Франциска Ассизского и некоторых христианских мистиков.

Doctor mirabilis (лат.) — чудесный доктор. Почетный титул Р. Бэкона.

Doctor seraphicus (лат.) — серафический доктор. Почетный титул Бонавентуры.

Doctor subtilis (лат.) — тонкий доктор. Почетный титул Иоанна Дунса Скота.

Doctor universalis (лат.) — всеобъемлющий доктор. Почетный титул Альберта Великого.

Duree (фр.) — длительность. Понятие философии Бергсона.

Читать  ENS REALE - это... Что такое ENS REALE?

Ego (лат.) — Я.

Emergent (англ.) — новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое (в отличие от resultant) из предшествующих моментов.

Elan vital (фр.) — жизненный порыв. Категория философии Бергсона.

Ens (лат.) — сущее, бытие, вещь.

Ens ab alio (лат.) — сущее благодаря другому.

Ens a se (лат.) — сущее благодаря себе.

Ens entium (лат.) — сущее из сущих. То, что делает существующие вещи существующими (Бог).

Ens in actu (лат.) — сущее в действительности.

Ens in potentia (лат.) — сущее в возможности.

Ens rationis (лат.) — мыслимое сущее.

Ens reale (лат.) — реальное сущее.

Ens realissimum (лат.) — реальнейшее сущее (Бог).

Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem (лат.) — сущности не следует умножать без необходимости. Одна из формулировок «бритвы Оккама».

Ergo (лат.) — следовательно.

Erlebniss (нем.) — переживание. Термин «понимающей психологии» Дильтея.

Errare humanum est (лат.) — человеку свойственно ошибаться. Афоризм Сенеки-старшего.

Esprit de finesse — esprit de geometrie (фр.) — дух (ум) тонкий — дух (ум) геометрический. У Паскаля — интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от научного познания.

Esse (лат.) — бытие, существование.

Esse est percipi (лат.) — быть — значит быть воспринимаемым (Беркли).

Essentia (лат.) — сущность.

Eventualia (лат.) — предполагаемое; возможное при определенных условиях.

Evoluta (лат.) — выявленное, открытое.

Ewig-weibliche (нем.) — вечно-женственное. Женственное начало в мире; мировая душа. Слова из «Фауста» Гёте.

Ex adversa (лат.) — от противного (доказательство).

Exclusi tertii principium (лат.) — исключенного третьего принцип (закон).

Exempli causa (лат.) — например.

Ex fontibus (лат.) — из первоисточников.

Experimentum crucis (лат.) — эксперимент креста (перекрестка), решающий эксперимент (Ф. Бэкон).

Explicite — implicite (лат.) — развернуто, явно — неявно, подразумеваемо.

Fallacia (лат.) — ошибка.

Fallacia accidentis (лат.) — ошибка в результате смешения существенного со случайным.

Fallacia a sensu composite ad sensum divisum (лат.) — ошибка, когда о части утверждается то, что справедливо по отношению к целому.

Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum (лат.) — ошибка, когда о целом утверждается то, что справедливо лишь по отношению к части.

Fallacia dictionum (лат.) — умозаключения, неправильные сами по себе.

Fallacia falsi medii (лат.) — доказательство при помощи ложных суждений.

Fallacia fictae necessitatis (лат.) — ошибка, вызванная сочетанием доводов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью.

Fallacia plurium interrogationum (лат.) — ошибка из-за смешения нескольких вопросов в одном.

Fallacia secundum dictionem (лат.) — ошибка из-за неправильного словесного выражения.

Fallacia suppositions (лат.) — ошибка из-за неправильного допущения.

Falsa in uno, falsa in omnibus (лат.) — ошибка в одном — ошибка во всем.

Fata volentem ducunt, nolentem trahunt (лат.) — судьба желающих ведет, нежелающих тащит. Выражение Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу.

Fatum (лат.) — судьба, рок.

Fiat (лат.) — да будет.

Fides quaerens intellectum (лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм Кентерберийскии).

Flatus vocis (лат.) — колебание голоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.

Fons vitae (лат.) — источник жизни (Бог). Лат. название пантеистического произведения Ибн Гебироля (Авицеброна).

Formaliter (лат.) — по форме, формально.

Fundamentum divisionis (лат.) — основание разделения.

Furioso eroico (ит.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно).

Fur sich (нем.) — для себя. «Для-себя-бытие» — категория философии Гегеля, обозначающая в-себе-бытие, раскрытое осознанием. Также — идеальность, в процессе своего существования снимающая противопоставление себя другому.

Geistesgeschichte (нем.) — история духа. История культуры как история духовных образований (Дильтей).

Geisteswissenschaften (нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы).

Genus (лат.) — род.

Genus proximum (лат.) — ближайший род (для данного вида).

Genus remotum (лат.) — отдаленный род.

Gestalt (нем.) — образ, структура; «гештальт» — понятие гештальтпсихологии.

Globus intellectualis (лат.) — универсум человеческих знаний.

Grenzbegriff (нем.) — предельное понятие. Марбургская школа неокантианства истолковывает «вещь в себе» как задачу и предел (предельное понятие) процесса логического определения объекта.

Grenzsituation (нем.) — пограничная ситуация.

Habitus (лат.) — состояние, положение, свойство; внешний облик; обыкновение.

Habitus naturae (лат.) — природное свойство.

Habitus animi (лат.) — характер, душевный склад.

Homme naturel — homme civil (фр.) — человек естественный — человек-гражданин. Противопоставление Руссо.

Homo (лат.) — человек.

Homo creator (лат.) — человек-творец.

Homo faber — человек-ремесленник.

Homo homini lupus est (лат.) — человек человеку — волк (Плавт).

Homo liber (лат.) — человек свободный (Спиноза).

Homo Unions (лат.) — человек играющий (Хейзинга).

Homo mensura omnium rerum (лат.) — человек — мера всех вещей. Принцип восходит к Протагору.

Homo pictor (лат.) — человек-художник (творец образов).

Homo sapiens (лат.) — человек разумный (Линней).

Homo sum, humani nihil a me alienum puto (лат.) — я — человек, ничто человеческое мне не чуждо (Теренций).

Homo viator (лат.) — человек-путник (Марсель).

Horror vacui; fuga vacui (лат.) — боязнь пустоты; избегание пустоты. По Аристотелю — одно из свойств природы.

Humaniora (лат.) — гуманитарные науки и знания.

Humanitas (лат.) — человечность, гуманность, культура.

Id (лат.) — оно. Бессознательное в психике.

Ideae innatae (лат.) — врожденные идеи.

Idem per idem (лат.) — то же через то же. Логическая ошибка в определении.

Idola fori (лат.) — идолы площади. Заблуждения, вызванные неточностью, условностью, образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон).

Idola specus (лат.) — идолы пещеры. Заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

Idola theatri (лат.) — идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф. Бэкон).

Idola tribus (лат.) — идолы племени. Заблуждения, обусловленные родовой ограниченностью человека (Ф. Бэкон).

Ignorabimus (ignoramus et ignorabimus) (лат.) — не узнаем (не знаем и не узнаем). Указание на предел в познании того или иного явления.

Ignorantia non est argumentum (лат.) — незнание — не аргумент. Положение римской юриспруденции.

Ignoratio elenchi (лат.) — неведение довода. Логическая ошибка, при которой доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть опровергнуто.

Ignotum per ignotum (лат.) — неизвестное через неизвестное. Ошибка в объяснении или рассуждении.

Illiquidum (лат.) — неочевидное.

Impetus (лат.) — побуждение, стремление. У Иоанна Филопона и в догалилеевской механике — «приобретенная сила». У Гассенди — свойство атомов.

In abstracto (лат.) — отвлеченное.

In adjecto — в определении.

In aeternum (лат.) — в вечности, навечно.

Incerta incertibus (лат.) — (доказывать) недостоверное недостоверным.

In concrete (лат.) — в определенном случае; в действительности.

In corpore (лат.) — в совокупности.

In dubio (лат.) — под сомнением.

Influxus physicus (лат.) — физическое влияние. Обозначение взаимодействия души и тела у Декарта и окказионалистов.

In infinitum (лат.) — в беспредельное, без конца.

Innerlichkeit (нем.) — внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, сокровенная сущность.

In potentia (лат.) — в возможности.

In re (лат.) — в реальности; в вещах.

In statu nascendi (лат.) — в состоянии зарождения.

Intellectus agens (лат.) — разум деятельный.

Intellectus archetypus (лат.) — интеллект, понятия которого являются не отображениями, а первообразами предметов (archetypa). Непосредственно созерцающий, божественный рассудок (Кант).

Intellectus ectypus (лат.) — интеллект, понятия которого являются лишь отображениями (ectypa) предметов. В философии Канта — человеческий рассудок.

Intentio (лат.) — направленность, стремление, усилие.

Intentio animi (лат.) — внимание (направленность) духа. Термин схоластической психологии, восходящий к Августину.

Intentio prima (лат.) — направленность мысли на объект, создающая предмет познания или познаваемый образ. Схоластический термин.

Intentio secunda (лат.) — направленность мысли на объект, создающая понятие познаваемого предмета, вкладывающая в него смысл. Схоластический термин.

Intuitus mentis (лат.) — созерцание ума; интеллектуальная интуиция.

Ipso facto (лат.) — самим фактом.

Jenseits (нем.) — потустороннее.

Juxtapositio (лат.) — рядоположение (в противоположность соподчинению).

Kalokagathia (греч.) — идеал физического и нравственного совершенства.

Katalepsis (греч.) — постижение; восприятие.

Katharsis (греч.) — см. Катарсис.

Kerygma (греч.) — извещение, проповедь, керигма.

Kosmos noeros (греч.) — космос мыслящий (интеллектуальный). В неоплатонизме — бытие, жизнь и мышление, воспроизводящие мир идей.

Kosmos noetos (греч.) — космос мыслимый (интеллигибельный). В неоплатонизме — мир самодовлеющих идей, прообразов.

Laissez faire, laissez alter (фр.) — позволять действовать, позволять идти (своим ходом). Лозунг физиократов.

Читать  Distinctio (, , ) - это... Что такое Distinctio (, , )?

Lebenswelt (нем.) — жзненный мир. Термин Гуссерля, обозначающий взаимосвязь дорефлексивных очевид-ностей и уверенностей.

Lex (lex naturalis) (лат.) — закон (естественный закон).

Liberum arbitrium (лат.) — свобода выбора.

Libido (лат.) — влечение. Энергия эротического желания.

Man (нем.) — неопределенно-личное местоимение. У Хайдеггера — мир безликого неистинного существования.

Materialiter (лат.) — материально, в отношении материи.

Medicina mentis (лат.) — медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз).

Mens (лат.) — дух, разум, ум.

Мё 6п (греч.) — небытие. Иногда — относительное небытие, «еще не бытие».

Modus operandi (лат.) — способ действия.

Modus probandi (лат.) — способ доказательства.

Modus vivendi (лат.) — способ существования.

Moral insanity (англ.) — моральный недуг.

Moral sense (англ.) — нравственное чувство.

Mundus (intellegibilis, sensibilis) (лат.) — мир (умопостигаемый, ощущаемый).

Natura naturans (naturata) (лат.) — природа творящая (сотворенная). Термины лат. пер. комментария Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и ее порождения.

Natura non facit saltus (лат.) — природа не делает скачков. Выражение встречается в «Философии ботаники» Линнея; принцип философии Лейбница.

Natura rerum (лат.) — природа вещей; вселенная.

Nervus probandi (лат.) — нерв доказательства. Основной аргумент.

Nego (лат.) — отрицаю. Термин, обозначающий отрицательные суждения. Первой гласной Е обозначают общеотрицательные, второй О — частноотрицательные суждения (ср. Affirmo).

Nexus causalis (лат.) — причинная связь.

Nexus effectivus (лат.) — действительная, причинная связь (Кант).

Nexus finalis (лат.) — целевая связь; конечное звено связи (Кант).

Nihil est in intellects, quod non prius fuerit in sensu… (nisi intellectus ipse) (лат.) — нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах. Средневековый тезис, восходящий к Аристотелю. Лот противопоставляет его учению Декарта о врожденных идеях. Лейбниц дополняет тезис: …кроме самого разума.

Noema (греч.) — мысль.

Noesis (греч.) — мышление.

Non esse (лат.) — небытие.

Non finite (лат.) — неопределенность, беспредельность.

Non liquet (лат.) — не ясно.

Non plus ultra (пес plus ultra) (лат.) — непревзойденное, крайний предел.

Non sequitur (лат.) — не следует.

Nudis verbis (лат.) — голословно, бездоказательно.

Numen (лат.) — божество; божественное (вообще).

Nus (греч.) — ум.

Omne verum omni vero consonat (лат.) — все истины согласуются друг с другом. Схоластический тезис.

Onus probandi (лат.) — бремя доказательства.

Ordo ordinans (лат.) — упорядочивающий порядок. Бог. Схоластическое выражение. У Фихте — организующий мировой разум.

Ordre du coeur (фр.) — порядок (строй) сердца. Паскаль противопоставляет порядок (строй, рассудок) сердца порядку ума.

Р — обозначение предиката суждения в логике (по первой букве лат. слова «praedicatum» — сказуемое).

Pathos (греч.) — страсть, страдание; состояние, свойство.

Perincertus (лат.) — весьма недостоверный.

Per se (лат.) — благодаря себе, самостоятельно.

Per vestigium (лат.) — по следам. У Бонавентуры — созерцание божественных «следов» в чувственных вещах. Связывая следы воедино, можно достигнуть мгновенного созерцания — in vestigio.

Philosophia (est) ancilla tlieologiae (лат.) — философия — служанка теологии (Петр Дамиани).

Philosophia perennis (лат.) — вечная философия. Непреходящая основа философии, сохраняющаяся во всех учениях. Так называли свою философию томисты.

Physis (греч.) — природа.

Pia desideria (лат.) — благие намерения.

Post factum (лат.) — после события.

Post hoc, ergo propter hoc (лат.) — после этого, значит, по причине этого. Неправильное заключение, логическая ошибка.

Praedicabilia (лат.) — см. Предикабилии.

Principia non sunt multiplicanda (лат.) — принципы не следует умножать (без необходимости). Одна из формулировок «бритвы Оккама».

Principium (лат.) — начало, основа, принцип.

Prius (лат.) — предшествующий, первичный.

Probatio liquidissima (лат.) — яснейшее доказательство.

Pro et contra (лат.) — за и против. Схоластический метод ведения дискуссии, при котором выдвигаются два ряда противоречащих аргументов.

Profession de foi (фр.) — исповедание веры, мировоззрение.

Quadrivium (лат.) — четырехпутье. Второй цикл «свободных искусств»: арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

Qualitas (лат.) — качество.

Qualitas occulta (лат.) — скрытое качество.

Quantitas (лат.) — количество.

Quasi (лат.) — якобы, будто бы; подобно.

Quaternio terminorum (лат.) — учетверение терминов. Нарушение логического правила, согласно которому в силлогизме должно быть не больше и не меньше трех терминов.

Quia (лат.) — ибо.

Quidditas (quiditas) (лат.) — «чтойность». Сущность вещи. Схоластический термин, соответствующий аристотелевской формальной причине.

Qui nimium probat, nihil probat (лат.) — кто доказывает много, тот ничего не доказывает. Ошибочное выдвижение лишних доказательств, противоречащих основным.

Quod erat demonstrandum (лат.) — что и требовалось доказать.

Ratio (лат.) — разум, рассудок, основание, причина, довод, смысл, способ, мотив.

Reductio ad absurdum (лат.) — сведение к нелепости. Прием опровержения.

Reductio ad impossible (лат.) — сведение к невозможности. Прием опровержения.

Regressum ad infinitum (лат.) — уход в бесконечность.

Res (лат.) — вещь (в широком смысле: реальность), предмет, событие.

Res individuates (лат.) — индивидуальные (неделимые) вещи.

Res singulares (лат.) — единичные вещи.

Respective (лат.) — соответственно.

Reseau pensant (фр.) — мыслящий тростник. Так Паскаль называл человека.

S — обозначение субъекта суждения в логике (по первой букве лат. слова «subjectum» — подлежащее).

Sehnsucht (нем.) — стремление, томление.

Sensu eminentiori (лат.) — в высшем (превосходящем) смысле. Напр., предикаты, приписываемые Богу, надо понимать в превосходящем смысле.

Sensus (лат.) — чувство, смысл, ощущение, понимание.

Sensus communis (лат.) — см. Здравый смысл.

Simpliciter (лат.) — просто, без оговорок.

Sinn (нем.) — смысл, значение, ценность.

Sola fide (лат.) — только верой (спасется человек). Тезис Лютера.

Sola Scripture (лат.) — только Писанием. Тезис протестантизма, отвергающий предание.

Sosein (нем.) — так-бытие; конкретное, качественно определенное бытие.

Species (лат.) — вид.

Spiritus (лат.) — дух.

Status (лат.) — положение, состояние.

Status nascendi (лат.) — состояние зарождения.

Status quo ante (лат.) — предшествующее состояние.

Subreptio (лат.) — ложное доказательство, подстановка, подмена.

Subsistentia (лат.) — субстанциальное бытие; существование идеальных сущностей; существование в качестве знания.

Sub specie aeterni (aeternitatis) (лат.) — под видом вечности, с т.зр. вечности (Спиноза).

Subsumptio (лат.) — подведение под общее.

Sui generis (лат.) — своего рода.

Summa (лат.) — свод. Жанр схоластического трактата.

Summum bonum (лат.) — высшее благо. Бог.

Super-ego (лат.) — «сверх-Я». См. Психоанализ.

Tabula rasa (лат.) — чистая доска. У Локка — сознание до всякого опыта. Выражение употребляли Аристотель, Альберт Великий и др.

Taedium vitae (лат.) — пресыщение жизнью.

Tantum cognoscitur, quantum diligitur (лат.) — познаем настолько, насколько любим (Августин).

Tantum possimus, quantum scimus (лат.) — мы можем столько, сколько знаем (Ф. Бэкон).

Telos (греч.) — цель.

Terminus (лат.) — термин, понятие; предел.

Terminus a quo (лат.) — исходный пункт.

Tertium comparationis (лат.) — третий член сравнения, критерий сравнения.

Tertium non datur (лат.) — третьего не дано. В средневековой логике — формулировка закона исключенного третьего.

Techne (греч.) — умение, ремесло, искусство. Противопоставляется творчеству природы.

Trivium (лат.) — трехпутье. Первый цикл «свободных искусств»: грамматика, диалектика, риторика.

Ubermensch (нем.) — сверхчеловек.

Ultima ratio (лат.) — последний довод. В средневековых сборниках судебных документов — «последнее слово» подсудимого.

Umgreifende (нем.) — охватывающее. Обозначение трансценденции у Ясперса.

Ungrund (нем.) — бездна, безначальность, безосновность. Символ-понятие, которое Бёме применял к Богу.

Unio mystica (лат.) — таинственный союз. Соединение с абсолютом. См. Мистика.

Urphanomen (нем.) — прафеномен. Первообраз, сохраняющийся во всех явлениях живого. Термин Гёте, заимствованный О. Шпенглером.

Veritas (лат.) — истина.

Verites de fait (фр.) — истины факта (Лейбниц).

Verites de raison (фр.) — истины разума (Лейбниц).

Via (лат.) — путь, метод.

Vinculum substantiate (лат.) — субстанциальная связь.

Virtu (ит.) — доблесть, добродетель. У ит. гуманистов — гармоничное единство телесной и духовной энергии.

Vis probandi (лат.) — сила доказательства.

Vis vitalis (лат.) — жизненная сила.

Vivere militare est (лат.) — жить — значит бороться (Сенека).

Volo, ergo sum (лат.) — желаю, следовательно, существую. Тезис Мен де Бирана, противопоставленный тезису Декарта Cogito, ergo sum.

Volonte generate (фр.) — всеобщая воля. Воля, формирующаяся в результате самоограничения людьми своих прав по «общественному договору».

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.
Под редакцией А.А. Ивина.
2004.

.

Страницы: 1 2

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *