Что такое 1_ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ?
1_ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ
1_ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ
Ab ovo (лат.) — с самого начала (букв. — с яйца).
Accidens (лат.) — несущественное, случайное, привходящее свойство.
Actu; in actu (лат.) — актуально, в действии, в действительности.
Ad hoc (лат.) — для данного случая. Напр., гипотеза ad hoc.
Ad hominem, argumentum ad hominem (лат.) — аргумент, апеллирующий к личным свойствам того, о ком идет речь или к кому обращено доказательство.
Ad infinitum (лат.) — до бесконечности; невозможность установить последнее основание в цепи рассуждений или последнюю причину в цепи причин.
Aequilibrium indifferentiae (лат.) — равновесие двух противоположных побуждений.
Affirmo (лат.) — утверждаю. Термин Боэция, обозначающий утвердительное суждение. Первой гласной A обозначают общеутвердительные, второй гласной I — частноутвердительные суждения.
A fortiori (лат.) — тем более. В логике — доказанное для менее очевидного, тем более признается для более очевидного.
Agens (лат.) — движущая сила, действующая сущность.
Agere sequitur esse (лат.) — действовать, следовательно, быть. Заключение от активности к бытию (схоластический тезис).
A limine (лат.) — с порога. Сразу, решительно (иногда — поверхностно) отвергать или критиковать.
Als ob (нем.) — как если бы. Кант в «Критике способности суждения» утверждает, что разум должен мыслить природу так, как если бы в ней была осуществлена система целей.
Amicus Plato, sed magis arnica veritas (лат.) — Платон — друг, но больший друг — истина.
Amor dei intellectualis (лат.) — интеллектуальная любовь к Богу. Выражение Спинозы.
Amor fati (лат.) — любовь к року. Выражение стоиков. У Ницше — радостное принятие судьбы сверхчеловеком.
Analogia entis (лат.) — аналогия сущего.
Analogon rationis (лат.) — подобное разуму. Низшие формы знания, присущие, по Лейбницу, животным.
A nescire ad non esse (лат.) — от незнания — к несуществованию. Ошибочное заключение.
Anima, animus (лат.) — душа, дух, жизненное и чувственное начало. В учении Юнга — архетипы коллективного бессознательного: ввиду бисексуальности человека в бессознательном мужчины присутствует персонифицированный женский образ (анима), в бессознательном женщины — мужской (анимус).
Anima mundi (лат.) — мировая душа (Цицерон).
Animo deliberate (лат.) — надлежаще обдумав.
Anschauung (нем.) — интуиция, созерцание.
An sich (нем.) — в себе; (само) по себе. Так Вольф перевел латинское in se. У Канта «Ding an sich» — «вещь в себе». У Гегеля — нераскрытое и неосознанное содержание.
Antecedens — consequens (лат.) — предыдущий — последующий.
A posse ad esse non valet consequentia (лат.) — от возможного не следует заключать к действительному.
Arbitrium liberum (лат.) — свобода воли (выбора).
A realibus ad realiora (лат.) — от реального к реальнейшему.
Argumenta adversaria (лат.) — доводы противной стороны.
Argumenta ponderantur, non numerantur (лат.) — сила доказательств в вескости, а не в количестве.
Argumentum ad ignorantiam (лат.) — аргумент к незнанию. Доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого.
Argumentum ambiguum (commune) (лат.) — аргумент обоюдный, или общий. Доказательство, которое можно повернуть против доказывающего.
Argumentum baculinum (лат.) — «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном смысле — осязаемое доказательство.
Argumentum ex contrario (лат.) — доказательство от противного.
Argumentum ex silentio (лат.) — доказательство, выводимое из умалчивания.
Argumentum externum (лат.) — аргумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса.
Argumentum internum (лат.) — аргумент, указывающий на саму спорность вопроса.
Argumentum legis (лат.) — законный довод.
Argumentum nimiuni probans (лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.
Argumentum primarium (palmarium) (лат.) — решающее (приносящее победу) доказательство.
Ars conjecturalis (лат.) — искусство толкования.
Ars magna (лат.) — великое искусство. Название логического труда Луллия.
Artes liberates (лат.) — свободные искусства. Позднеан-тичное и средневековое название семи светских наук.
Aseitas (лат.) — от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как совершенное благодаря себе. Средневековый термин.
Asylum ignorantiae (лат.) — убежище невежества. Понятие, на котором останавливаются, чтобы избежать дальнейших размышлений.
Aurea mediocritas (лат.) — золотая середина (Гораций).
Automaton spirituale (лат.) — духовный механизм (Лейбниц).
Begriffsdichtung (нем.) — поэзия понятий. Ланге о сущности метафизики.
Bellum omnium contra omnes (лат.) — война всех против всех (Гоббс).
Bona fide (лат.) — заслуживающий доверия.
Bon sens (фр.) — здравый смысл.
Calculus probabilium (лат.) — исчисление вероятностей.
Casus conscientiae (лат.) — вопрос совести.
Causa (лат.) — причина, основание.
Causa activa (лат.) — действующая причина.
Causa corporalis (лат.) — физическая причина.
Causa cognoscendi (лат.) — основание познания.
Causa efficiens (лат.) — действующая причина.
Causa essendi et fiendi (лат.) — основание существования и возникновения.
Causa exemplaris (лат.) — причина парадигматическая; порождающая модель вещи.
Causa finalis (лат.) — целевая (конечная) причина.
Causa formalis (лат.) — формальная причина.
Causa materialis (лат.) — материальная причина.
Causa movens (motiva) (лат.) — движущая причина.
Causa sui (лат.) — причина себя (схоластический термин). По Спинозе, субстанция — причина самой себя.
Causa vera (лат.) — истинная причина.
Causae occasionales (лат.) — побудительные причины, «случайные» причины, когда одно действие вызывается по поводу (по случаю) другого.
Characteristica universalis (лат.) — универсальное знаковое искусство (Лейбниц).
Circulus in definiendo (лат.) — круг в определении.
Circulus in demonstrando (лат.) — круг в доказательстве.
Circulus in probando (лат.) — круг в обосновании, доказательстве.
Circulus vitiosus (лат.) — порочный круг. Доказательство, предпосылки которого уже содержат то, что должно быть доказано.
Cogito ergo sum (лат.) — мыслю, следовательно, существую. Тезис Декарта.
Cogitor ergo sum (лат.) — мыслюсь (Богом), следовательно, существую. Тезис Баадера, противопоставленный тезису Декарта.
Common sense (англ.) — здравый смысл.
Conatus (лат.) — порыв, стремление. По Гоббсу, ответная реакция тела на воздействие силы.
Concordia discors (лат.) — несогласное согласие. Тождественность в к.-л. смысле мнений спорящих сторон.
Concursus dei (лат.) — соприсутствие Бога. Участие Бога в деятельности спасающего душу человека; постоянная поддержка Богом существования вещей.
Conditio sine qua non (лат.) — необходимое условие.
Consensus (consensus gentium, consensus omnium) (лат.) — согласие, общее мнение (согласие народов, согласие всех).
Contradictio in adjecto (лат.) — противоречие э определении. Напр., круглый квадрат.
Corpus mysticum (лат.) — мистическое тело. Символическое обозначение христианской церкви как тела Христова.
Creatio continua (лат.) — непрерывное творение.
Creatio ex nihilo (лат.) — творение из ничего.
Credo (лат.) — верую. Исповедание, символ веры; убеждения.
Credo, quia absurdum (лат.) — верую, потому что абсурдно. Неточная цитата из Тертуллиана; искажение его слов «credibile est quia ineptum» — «вероятно, ибо нелепо».
Credo, ut intelligam (лат.) — верю, чтобы понимать. Принцип Августина, повторенный Ансельмом Кентерберий-ским.
Cum principia negante non est disputandum (лат.) — с отрицающим принципы не должно спорить; для спора нужна некоторая общность исходных посылок.
Curriculum vitae (лат.) — жизненный путь; жизнеописание.
Dasein (нем.) — существование, определенное бытие, наличное бытие, здесь — бытие.
De facto (лат.) — фактически, на деле.
De jure (лат.) — по закону, юридически.
De omnibus dubitandum (лат.) — подвергать все сомнению. Принцип философии Декарта.
Determinatio est negatio (лат.) — ограничение есть отрицание (Спиноза). Иногда «determinatio» переводится как «определение».
Deus ex machina (лат.) — бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях конфликт часто разрешался появлением бога при помощи театрального механического приспособления.
Deus sive natura (лат.) — бог, или (то есть) природа. Отождествление Спинозы.
Dictum sapienti sat (лат.) — сказанного достаточно разумному.
Differentia specifica (лат.) — видовое отличие (схоластический термин).
Distinctio (formalis, rationis, realis) (лат.) — различение (формальное, рациональное, реальное).
Docta ignorantia (лат.) — ученое незнание; умудренное неведение (Николай Кузанский).
Doctorangelicus (лат.) — ангелический доктор. Почетный титул Фомы Аквинского.
Doctor illuminatus (лат.) — просветленный доктор. Почетный титул Раймунда Луллия.
Doctor invincibilis (лат.) — непобедимый доктор. Почетный титул Уильяма Оккама.
Doctor marianus (лат.) — доктор, погруженный в молитвенное созерцание Девы Марии. Почетный титул Франциска Ассизского и некоторых христианских мистиков.
Doctor mirabilis (лат.) — чудесный доктор. Почетный титул Р. Бэкона.
Doctor seraphicus (лат.) — серафический доктор. Почетный титул Бонавентуры.
Doctor subtilis (лат.) — тонкий доктор. Почетный титул Иоанна Дунса Скота.
Doctor universalis (лат.) — всеобъемлющий доктор. Почетный титул Альберта Великого.
Duree (фр.) — длительность. Понятие философии Бергсона.
Ego (лат.) — Я.
Emergent (англ.) — новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое (в отличие от resultant) из предшествующих моментов.
Elan vital (фр.) — жизненный порыв. Категория философии Бергсона.
Ens (лат.) — сущее, бытие, вещь.
Ens ab alio (лат.) — сущее благодаря другому.
Ens a se (лат.) — сущее благодаря себе.
Ens entium (лат.) — сущее из сущих. То, что делает существующие вещи существующими (Бог).
Ens in actu (лат.) — сущее в действительности.
Ens in potentia (лат.) — сущее в возможности.
Ens rationis (лат.) — мыслимое сущее.
Ens reale (лат.) — реальное сущее.
Ens realissimum (лат.) — реальнейшее сущее (Бог).
Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem (лат.) — сущности не следует умножать без необходимости. Одна из формулировок «бритвы Оккама».
Ergo (лат.) — следовательно.
Erlebniss (нем.) — переживание. Термин «понимающей психологии» Дильтея.
Errare humanum est (лат.) — человеку свойственно ошибаться. Афоризм Сенеки-старшего.
Esprit de finesse — esprit de geometrie (фр.) — дух (ум) тонкий — дух (ум) геометрический. У Паскаля — интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от научного познания.
Esse (лат.) — бытие, существование.
Esse est percipi (лат.) — быть — значит быть воспринимаемым (Беркли).
Essentia (лат.) — сущность.
Eventualia (лат.) — предполагаемое; возможное при определенных условиях.
Evoluta (лат.) — выявленное, открытое.
Ewig-weibliche (нем.) — вечно-женственное. Женственное начало в мире; мировая душа. Слова из «Фауста» Гёте.
Ex adversa (лат.) — от противного (доказательство).
Exclusi tertii principium (лат.) — исключенного третьего принцип (закон).
Exempli causa (лат.) — например.
Ex fontibus (лат.) — из первоисточников.
Experimentum crucis (лат.) — эксперимент креста (перекрестка), решающий эксперимент (Ф. Бэкон).
Explicite — implicite (лат.) — развернуто, явно — неявно, подразумеваемо.
Fallacia (лат.) — ошибка.
Fallacia accidentis (лат.) — ошибка в результате смешения существенного со случайным.
Fallacia a sensu composite ad sensum divisum (лат.) — ошибка, когда о части утверждается то, что справедливо по отношению к целому.
Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum (лат.) — ошибка, когда о целом утверждается то, что справедливо лишь по отношению к части.
Fallacia dictionum (лат.) — умозаключения, неправильные сами по себе.
Fallacia falsi medii (лат.) — доказательство при помощи ложных суждений.
Fallacia fictae necessitatis (лат.) — ошибка, вызванная сочетанием доводов, на самом деле не связанных между собой с необходимостью.
Fallacia plurium interrogationum (лат.) — ошибка из-за смешения нескольких вопросов в одном.
Fallacia secundum dictionem (лат.) — ошибка из-за неправильного словесного выражения.
Fallacia suppositions (лат.) — ошибка из-за неправильного допущения.
Falsa in uno, falsa in omnibus (лат.) — ошибка в одном — ошибка во всем.
Fata volentem ducunt, nolentem trahunt (лат.) — судьба желающих ведет, нежелающих тащит. Выражение Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу.
Fatum (лат.) — судьба, рок.
Fiat (лат.) — да будет.
Fides quaerens intellectum (лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм Кентерберийскии).
Flatus vocis (лат.) — колебание голоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.
Fons vitae (лат.) — источник жизни (Бог). Лат. название пантеистического произведения Ибн Гебироля (Авицеброна).
Formaliter (лат.) — по форме, формально.
Fundamentum divisionis (лат.) — основание разделения.
Furioso eroico (ит.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно).
Fur sich (нем.) — для себя. «Для-себя-бытие» — категория философии Гегеля, обозначающая в-себе-бытие, раскрытое осознанием. Также — идеальность, в процессе своего существования снимающая противопоставление себя другому.
Geistesgeschichte (нем.) — история духа. История культуры как история духовных образований (Дильтей).
Geisteswissenschaften (нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы).
Genus (лат.) — род.
Genus proximum (лат.) — ближайший род (для данного вида).
Genus remotum (лат.) — отдаленный род.
Gestalt (нем.) — образ, структура; «гештальт» — понятие гештальтпсихологии.
Globus intellectualis (лат.) — универсум человеческих знаний.
Grenzbegriff (нем.) — предельное понятие. Марбургская школа неокантианства истолковывает «вещь в себе» как задачу и предел (предельное понятие) процесса логического определения объекта.
Grenzsituation (нем.) — пограничная ситуация.
Habitus (лат.) — состояние, положение, свойство; внешний облик; обыкновение.
Habitus naturae (лат.) — природное свойство.
Habitus animi (лат.) — характер, душевный склад.
Homme naturel — homme civil (фр.) — человек естественный — человек-гражданин. Противопоставление Руссо.
Homo (лат.) — человек.
Homo creator (лат.) — человек-творец.
Homo faber — человек-ремесленник.
Homo homini lupus est (лат.) — человек человеку — волк (Плавт).
Homo liber (лат.) — человек свободный (Спиноза).
Homo Unions (лат.) — человек играющий (Хейзинга).
Homo mensura omnium rerum (лат.) — человек — мера всех вещей. Принцип восходит к Протагору.
Homo pictor (лат.) — человек-художник (творец образов).
Homo sapiens (лат.) — человек разумный (Линней).
Homo sum, humani nihil a me alienum puto (лат.) — я — человек, ничто человеческое мне не чуждо (Теренций).
Homo viator (лат.) — человек-путник (Марсель).
Horror vacui; fuga vacui (лат.) — боязнь пустоты; избегание пустоты. По Аристотелю — одно из свойств природы.
Humaniora (лат.) — гуманитарные науки и знания.
Humanitas (лат.) — человечность, гуманность, культура.
Id (лат.) — оно. Бессознательное в психике.
Ideae innatae (лат.) — врожденные идеи.
Idem per idem (лат.) — то же через то же. Логическая ошибка в определении.
Idola fori (лат.) — идолы площади. Заблуждения, вызванные неточностью, условностью, образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон).
Idola specus (лат.) — идолы пещеры. Заблуждения, обусловленные индивидуальной ограниченностью человека (Ф. Бэкон).
Idola theatri (лат.) — идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого доверия авторитетам (Ф. Бэкон).
Idola tribus (лат.) — идолы племени. Заблуждения, обусловленные родовой ограниченностью человека (Ф. Бэкон).
Ignorabimus (ignoramus et ignorabimus) (лат.) — не узнаем (не знаем и не узнаем). Указание на предел в познании того или иного явления.
Ignorantia non est argumentum (лат.) — незнание — не аргумент. Положение римской юриспруденции.
Ignoratio elenchi (лат.) — неведение довода. Логическая ошибка, при которой доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть опровергнуто.
Ignotum per ignotum (лат.) — неизвестное через неизвестное. Ошибка в объяснении или рассуждении.
Illiquidum (лат.) — неочевидное.
Impetus (лат.) — побуждение, стремление. У Иоанна Филопона и в догалилеевской механике — «приобретенная сила». У Гассенди — свойство атомов.
In abstracto (лат.) — отвлеченное.
In adjecto — в определении.
In aeternum (лат.) — в вечности, навечно.
Incerta incertibus (лат.) — (доказывать) недостоверное недостоверным.
In concrete (лат.) — в определенном случае; в действительности.
In corpore (лат.) — в совокупности.
In dubio (лат.) — под сомнением.
Influxus physicus (лат.) — физическое влияние. Обозначение взаимодействия души и тела у Декарта и окказионалистов.
In infinitum (лат.) — в беспредельное, без конца.
Innerlichkeit (нем.) — внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, сокровенная сущность.
In potentia (лат.) — в возможности.
In re (лат.) — в реальности; в вещах.
In statu nascendi (лат.) — в состоянии зарождения.
Intellectus agens (лат.) — разум деятельный.
Intellectus archetypus (лат.) — интеллект, понятия которого являются не отображениями, а первообразами предметов (archetypa). Непосредственно созерцающий, божественный рассудок (Кант).
Intellectus ectypus (лат.) — интеллект, понятия которого являются лишь отображениями (ectypa) предметов. В философии Канта — человеческий рассудок.
Intentio (лат.) — направленность, стремление, усилие.
Intentio animi (лат.) — внимание (направленность) духа. Термин схоластической психологии, восходящий к Августину.
Intentio prima (лат.) — направленность мысли на объект, создающая предмет познания или познаваемый образ. Схоластический термин.
Intentio secunda (лат.) — направленность мысли на объект, создающая понятие познаваемого предмета, вкладывающая в него смысл. Схоластический термин.
Intuitus mentis (лат.) — созерцание ума; интеллектуальная интуиция.
Ipso facto (лат.) — самим фактом.
Jenseits (нем.) — потустороннее.
Juxtapositio (лат.) — рядоположение (в противоположность соподчинению).
Kalokagathia (греч.) — идеал физического и нравственного совершенства.
Katalepsis (греч.) — постижение; восприятие.
Katharsis (греч.) — см. Катарсис.
Kerygma (греч.) — извещение, проповедь, керигма.
Kosmos noeros (греч.) — космос мыслящий (интеллектуальный). В неоплатонизме — бытие, жизнь и мышление, воспроизводящие мир идей.
Kosmos noetos (греч.) — космос мыслимый (интеллигибельный). В неоплатонизме — мир самодовлеющих идей, прообразов.
Laissez faire, laissez alter (фр.) — позволять действовать, позволять идти (своим ходом). Лозунг физиократов.
Lebenswelt (нем.) — жзненный мир. Термин Гуссерля, обозначающий взаимосвязь дорефлексивных очевид-ностей и уверенностей.
Lex (lex naturalis) (лат.) — закон (естественный закон).
Liberum arbitrium (лат.) — свобода выбора.
Libido (лат.) — влечение. Энергия эротического желания.
Man (нем.) — неопределенно-личное местоимение. У Хайдеггера — мир безликого неистинного существования.
Materialiter (лат.) — материально, в отношении материи.
Medicina mentis (лат.) — медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз).
Mens (лат.) — дух, разум, ум.
Мё 6п (греч.) — небытие. Иногда — относительное небытие, «еще не бытие».
Modus operandi (лат.) — способ действия.
Modus probandi (лат.) — способ доказательства.
Modus vivendi (лат.) — способ существования.
Moral insanity (англ.) — моральный недуг.
Moral sense (англ.) — нравственное чувство.
Mundus (intellegibilis, sensibilis) (лат.) — мир (умопостигаемый, ощущаемый).
Natura naturans (naturata) (лат.) — природа творящая (сотворенная). Термины лат. пер. комментария Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и ее порождения.
Natura non facit saltus (лат.) — природа не делает скачков. Выражение встречается в «Философии ботаники» Линнея; принцип философии Лейбница.
Natura rerum (лат.) — природа вещей; вселенная.
Nervus probandi (лат.) — нерв доказательства. Основной аргумент.
Nego (лат.) — отрицаю. Термин, обозначающий отрицательные суждения. Первой гласной Е обозначают общеотрицательные, второй О — частноотрицательные суждения (ср. Affirmo).
Nexus causalis (лат.) — причинная связь.
Nexus effectivus (лат.) — действительная, причинная связь (Кант).
Nexus finalis (лат.) — целевая связь; конечное звено связи (Кант).
Nihil est in intellects, quod non prius fuerit in sensu… (nisi intellectus ipse) (лат.) — нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах. Средневековый тезис, восходящий к Аристотелю. Лот противопоставляет его учению Декарта о врожденных идеях. Лейбниц дополняет тезис: …кроме самого разума.
Noema (греч.) — мысль.
Noesis (греч.) — мышление.
Non esse (лат.) — небытие.
Non finite (лат.) — неопределенность, беспредельность.
Non liquet (лат.) — не ясно.
Non plus ultra (пес plus ultra) (лат.) — непревзойденное, крайний предел.
Non sequitur (лат.) — не следует.
Nudis verbis (лат.) — голословно, бездоказательно.
Numen (лат.) — божество; божественное (вообще).
Nus (греч.) — ум.
Omne verum omni vero consonat (лат.) — все истины согласуются друг с другом. Схоластический тезис.
Onus probandi (лат.) — бремя доказательства.
Ordo ordinans (лат.) — упорядочивающий порядок. Бог. Схоластическое выражение. У Фихте — организующий мировой разум.
Ordre du coeur (фр.) — порядок (строй) сердца. Паскаль противопоставляет порядок (строй, рассудок) сердца порядку ума.
Р — обозначение предиката суждения в логике (по первой букве лат. слова «praedicatum» — сказуемое).
Pathos (греч.) — страсть, страдание; состояние, свойство.
Perincertus (лат.) — весьма недостоверный.
Per se (лат.) — благодаря себе, самостоятельно.
Per vestigium (лат.) — по следам. У Бонавентуры — созерцание божественных «следов» в чувственных вещах. Связывая следы воедино, можно достигнуть мгновенного созерцания — in vestigio.
Philosophia (est) ancilla tlieologiae (лат.) — философия — служанка теологии (Петр Дамиани).
Philosophia perennis (лат.) — вечная философия. Непреходящая основа философии, сохраняющаяся во всех учениях. Так называли свою философию томисты.
Physis (греч.) — природа.
Pia desideria (лат.) — благие намерения.
Post factum (лат.) — после события.
Post hoc, ergo propter hoc (лат.) — после этого, значит, по причине этого. Неправильное заключение, логическая ошибка.
Praedicabilia (лат.) — см. Предикабилии.
Principia non sunt multiplicanda (лат.) — принципы не следует умножать (без необходимости). Одна из формулировок «бритвы Оккама».
Principium (лат.) — начало, основа, принцип.
Prius (лат.) — предшествующий, первичный.
Probatio liquidissima (лат.) — яснейшее доказательство.
Pro et contra (лат.) — за и против. Схоластический метод ведения дискуссии, при котором выдвигаются два ряда противоречащих аргументов.
Profession de foi (фр.) — исповедание веры, мировоззрение.
Quadrivium (лат.) — четырехпутье. Второй цикл «свободных искусств»: арифметика, геометрия, музыка, астрономия.
Qualitas (лат.) — качество.
Qualitas occulta (лат.) — скрытое качество.
Quantitas (лат.) — количество.
Quasi (лат.) — якобы, будто бы; подобно.
Quaternio terminorum (лат.) — учетверение терминов. Нарушение логического правила, согласно которому в силлогизме должно быть не больше и не меньше трех терминов.
Quia (лат.) — ибо.
Quidditas (quiditas) (лат.) — «чтойность». Сущность вещи. Схоластический термин, соответствующий аристотелевской формальной причине.
Qui nimium probat, nihil probat (лат.) — кто доказывает много, тот ничего не доказывает. Ошибочное выдвижение лишних доказательств, противоречащих основным.
Quod erat demonstrandum (лат.) — что и требовалось доказать.
Ratio (лат.) — разум, рассудок, основание, причина, довод, смысл, способ, мотив.
Reductio ad absurdum (лат.) — сведение к нелепости. Прием опровержения.
Reductio ad impossible (лат.) — сведение к невозможности. Прием опровержения.
Regressum ad infinitum (лат.) — уход в бесконечность.
Res (лат.) — вещь (в широком смысле: реальность), предмет, событие.
Res individuates (лат.) — индивидуальные (неделимые) вещи.
Res singulares (лат.) — единичные вещи.
Respective (лат.) — соответственно.
Reseau pensant (фр.) — мыслящий тростник. Так Паскаль называл человека.
S — обозначение субъекта суждения в логике (по первой букве лат. слова «subjectum» — подлежащее).
Sehnsucht (нем.) — стремление, томление.
Sensu eminentiori (лат.) — в высшем (превосходящем) смысле. Напр., предикаты, приписываемые Богу, надо понимать в превосходящем смысле.
Sensus (лат.) — чувство, смысл, ощущение, понимание.
Sensus communis (лат.) — см. Здравый смысл.
Simpliciter (лат.) — просто, без оговорок.
Sinn (нем.) — смысл, значение, ценность.
Sola fide (лат.) — только верой (спасется человек). Тезис Лютера.
Sola Scripture (лат.) — только Писанием. Тезис протестантизма, отвергающий предание.
Sosein (нем.) — так-бытие; конкретное, качественно определенное бытие.
Species (лат.) — вид.
Spiritus (лат.) — дух.
Status (лат.) — положение, состояние.
Status nascendi (лат.) — состояние зарождения.
Status quo ante (лат.) — предшествующее состояние.
Subreptio (лат.) — ложное доказательство, подстановка, подмена.
Subsistentia (лат.) — субстанциальное бытие; существование идеальных сущностей; существование в качестве знания.
Sub specie aeterni (aeternitatis) (лат.) — под видом вечности, с т.зр. вечности (Спиноза).
Subsumptio (лат.) — подведение под общее.
Sui generis (лат.) — своего рода.
Summa (лат.) — свод. Жанр схоластического трактата.
Summum bonum (лат.) — высшее благо. Бог.
Super-ego (лат.) — «сверх-Я». См. Психоанализ.
Tabula rasa (лат.) — чистая доска. У Локка — сознание до всякого опыта. Выражение употребляли Аристотель, Альберт Великий и др.
Taedium vitae (лат.) — пресыщение жизнью.
Tantum cognoscitur, quantum diligitur (лат.) — познаем настолько, насколько любим (Августин).
Tantum possimus, quantum scimus (лат.) — мы можем столько, сколько знаем (Ф. Бэкон).
Telos (греч.) — цель.
Terminus (лат.) — термин, понятие; предел.
Terminus a quo (лат.) — исходный пункт.
Tertium comparationis (лат.) — третий член сравнения, критерий сравнения.
Tertium non datur (лат.) — третьего не дано. В средневековой логике — формулировка закона исключенного третьего.
Techne (греч.) — умение, ремесло, искусство. Противопоставляется творчеству природы.
Trivium (лат.) — трехпутье. Первый цикл «свободных искусств»: грамматика, диалектика, риторика.
Ubermensch (нем.) — сверхчеловек.
Ultima ratio (лат.) — последний довод. В средневековых сборниках судебных документов — «последнее слово» подсудимого.
Umgreifende (нем.) — охватывающее. Обозначение трансценденции у Ясперса.
Ungrund (нем.) — бездна, безначальность, безосновность. Символ-понятие, которое Бёме применял к Богу.
Unio mystica (лат.) — таинственный союз. Соединение с абсолютом. См. Мистика.
Urphanomen (нем.) — прафеномен. Первообраз, сохраняющийся во всех явлениях живого. Термин Гёте, заимствованный О. Шпенглером.
Veritas (лат.) — истина.
Verites de fait (фр.) — истины факта (Лейбниц).
Verites de raison (фр.) — истины разума (Лейбниц).
Via (лат.) — путь, метод.
Vinculum substantiate (лат.) — субстанциальная связь.
Virtu (ит.) — доблесть, добродетель. У ит. гуманистов — гармоничное единство телесной и духовной энергии.
Vis probandi (лат.) — сила доказательства.
Vis vitalis (лат.) — жизненная сила.
Vivere militare est (лат.) — жить — значит бороться (Сенека).
Volo, ergo sum (лат.) — желаю, следовательно, существую. Тезис Мен де Бирана, противопоставленный тезису Декарта Cogito, ergo sum.
Volonte generate (фр.) — всеобщая воля. Воля, формирующаяся в результате самоограничения людьми своих прав по «общественному договору».
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.
Под редакцией А.А. Ивина.
2004.
.