КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пневматомахия, или "ересь духоборцев", которую связывают с именем Константинопольского епископа Македония (342-361гг.). Была подхвачена поздними арианами как естественное продолжение своей доктрины: не только Сын, но и Св. Дух являются тварными и лишь подобносущими Отцу. Ересь эту, в числе других, осудил II Вселенский Собор.

Святитель Епифаний Кипрский ( 403г.) — уроженец Палестины, подвижник, ученик преподобный Илариона Великого. С 367 г. епископ Константа (на Кипре). Владея многими языками, собирал всевозможные сведения о различных ересях. Главное сочинение "Книга противоядий" перечисляет 156 ересей. В трактате "Анкорат" (греч. "Якорь") раскрывает Православное учение.

Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347-407 гг.) — один из трёх Вселенских учителей, блестяще образованный проповедник и экзегет из Антиохийской школы Диодора Тарсийского. С 370 г. — подвижник, с 381 г. -диакон, с 386г. -пресвитер, с 398 г. — патриарх Константинопольский. Его пастырская бескомпромиссность вызвала обиды императрицы Евдоксии и интриги завистников. В 404 г. был неправедно осужден и сослан. В пути скончался. Оставил громадное литературно-богословское наследие (более 800 одних только проповедей) и чин Божественной Литургии. Память 13 ноября и 30 январяаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму (Память 17 января). Его ученик — преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне (Память 19 января), а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенниси. Таким образом мы видим, что монашество возникает сразу в трёх формах: отшельничество, скитское житие и общежитие.

Читать  Энергия Осознанного Поведения

В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий (Память 21 окт.). — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).

В Сирии — преподобный Иаков Низибийский († 340-е гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы 1 поэт-псалмопевец. Память 28 января.

С V в. начинается эпоха христологических ересей (о Лице Иисусе Христа), предтечей которых был

Аполлинарий Лаодикийский (390 г.) — богословствующий философ, участник I Вселенского Собора, и борец против ариан, а с 346 по 356 г. — епископ Лаодикии Сирийской. С 370 г. он развивал очень рискованную христологию, согласно которой "Христос есть Логос в человеческой оболочке", т.е. воплощённый Божественный ум, а разумная часть человеческой души (т.е. человеческой природы!) в Нём отсутствует. Учение это было осуждено на II Вселенском Соборе. Но вопрос об образе соединения двух природ во Христе оставался открытым. Новой попыткой решить его было

  • Несторианство— христологическая ересь, названная по имени Константинопольского патриарха Нестория (428-431 гг.),который учил, что Деву Марию следует называть Христородицей, т.к. Она родила не Бога, а только человека Христа, к которому Божество присоединилось впоследствии и обитало в Нём как в храме. Т.е. две природы во Христе так и остались разделёнными! Эта концепция раздельного и параллельного функционирования в Богочеловеке двух Его природ осуждена на III Вселенском Соборе (431 г.) по инициативе святителя Кирилла Александрийского. Однако выступление его против Нестория было поспешным и не очень внятным. Оно породило недоумения и раскол.

Спасаясь от преследований, противники святителя Кирилла эмигрировали во враждебную Византии Персию (т.н. халдейские христиане) и на Соборе 499 г. отделились от Константинопольской Церкви. образовав собственный патриархат с резиденцией в городе Селевкия-Ктесифон (совр. Багдад). Далее см. "Сиро-Персидская (Ассирийская) Церковь".

Читать  Восемь постижений Великих

Святитель Кирилл епископ Александрийский ( 444 г.) — богослов-эрудит (знаток Платона и греческой философии), углублённый иррационалист, резкий и темпераментный полемист, он по праву венчает на Востоке "Золотой век патристики", и его творения являются вершиной Александрийского богословия. Однако пренебрежение к "рацио" делало его понятия не вполне чёткими. Он, например, не различал термины "природа" и "ипостась" и допускал выражения типа "единая природа Бога-Слова воплотившегося".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *