КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

В 251 г. на Церковь обрушилось гонение имп. Декия — одно из самых кровавых и опустошительных. В Риме сразу же погиб папа Фабиан и его кафедра пустовала целых 14 месяцев. Замечательный богослов Киприан епископа Карфагена вынужден был бежать и скрываться. Не все христиане могли выдержать жестокие пытки — некоторые отрекались от Христа и отпадали от Церкви. По окончании гонения встал вопрос: можно ли принимать их обратно?

Святитель Киприм Карфагенский и новый папа Корнелий считали, что это возможно (при определённых условиях, конечно). Ригористически настроенный римский пресвитер Новатиан считал, что Церковь не должна прощать и пачкаться грешниками. Он обвинил Корнелия в недопустимых послаблениях, а себя провозгласил истинным преемником Фабиана (т.н. антипапа) и главой т.н. "Церкви чистых" ("кафаров"). Святитель Киприан и Корнелий на Соборе 251 г. отлучили новатиан от Церкви за немилосердие и нарушение канонической дисциплины. Во время след. гонения сщмч. Киприан добровольно принял смерть за Христа. Такова история одного из первых дисциплинарных расколов (т.н. Новатианского).

Он имел большие последствия, потому что конец Доникейского периода ознаменовался крупнейшим гонением императоров Диоклетиана и Галерия (302 — 311 гг.). Было огромное число свв. мучеников, но и много отпавших. Опустошение дополнилось политической смутой, которая завершилась только с воцарением Константина Великого. В 313 г. Константин предоставил Церкви свободу вероисповедания (т.н. "Миланский эдикт"). Но часть африканских епископа во главе с Донатом (соперником законного епископа Цецилиана) учинила новый раскол, провозгласив себя "Церковью мучеников", а остальных-предателями и соглашателями с безбожной государственной властью (св. имп. Константин принял крещение только перед смертью). Субъективно это было движением против огосударствления Церкви за сохранение Её свободы. Но объективно оно разрушало африканскую (Карфагенскую) Церковь и стало главной причиной Её последующего исчезновения.

Читать  Вода - Лекарство, которое всегда под рукой

Новатианский и донатистский соблазн раскольничьей "чистоты" будет постоянно преследовать Церковь и отзовется на Западе ересями катаров и вальденсов (см. стр. 33), а на Востоке — движением богомилов и стригольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Период Вселенских Соборов (IV — VIII вв.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Арианство было на Западе внешним явлением, принудительно вводимым восточными императорами. На варварскую периферию Западного мира арианство принёс

Вульфила ( 381 г.) — просветитель го'тов. Он род. ок. 311 г. в христианской семье, вывезенной готами из Малой Азии. До 30 лет был проповедником. В 341 г. принял в Константинополе арианское рукоположение и в качестве первого епископа готов заразил этой ересью германские народы. Составил готский алфавит и перевёл на него Библию.

Святитель Иларий Пиктавийский (366 .) — лидер Галльских епископов в период борьбы с арианством ("Афанасий Запада"). С 353 г. — епископа Пиктавии (Пуатье). На арианском Соборе в Милане (355 г.) осужден и сослан во Фригию, где написал трактат о Троице. Положил начало латинской тринитарной терминологии. По смерти арианскогй имп. Констанция восстановил на Парижском Соборе Никейское исповедание. Составил т.н. Галльскую Литургию. Видный экзегет и подвижник, учитель св, Мартина Турского. Память 14 января

Читать  Восемь постижений Великих

Святитель Мартин Турский (397 г.) — ещё будучи солдатом вёл целомудренную и воздержанную христианскую жизнь. После отставки (372 г.) — ученик святителя Илария. С 379 г. — епископа Тура, строгий аскет, основатель Галльского монашества. Построенный им монастырь Мармутье стал центром христианизации Галлии. Здесь воспитывались будущие епископов, миссионеры и подвижники. Святитель Мартин — национальный святой Франции. Память 12 октября.

Святитель Амвросий Медиоланский (397 г.) — вначале знатный и блестяще образованный наместник Лигурии. В 374 г. неожиданно избран епископом Медиолана (Милана). Изучив труды Вел. Каппадокийцев, боролся с арианством, обращал германские народы. Видный литургист, гимнограф, проповедник и моралист ("Златоуст Запада"). Учитель Августина Блаженного. Память 7 декабря

Блаженный Августин(430 г.) — крупнейший богослов Зап Церкви, "Отец Католицизма" (в католической традиции: "учитель Церкви"). Получил риторическое образование, 10 лет провёл в секте манихеев. В 387 г. под влиянием святителя Амвросия Медиоланского принял крещение. С 391 г. — пресвитер, а с 395 г. — епископ Гиппона (Сев. Африка). Пишет свою знаменитую "Исповедь". В процессе борьбы с расколом донатистов и ересью Пелагия формирует свои доктрины первородного греха, благодати и предопределения. Под впечатлением падения Рима (410 г.) создаёт свой главный труд "О граде Божием" (426 г.) — христианскую историософию. Память 15 июня.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *