Некоторое время она жила с сестрой и ее мужем, затем перебралась в мансарду неподалеку от университета. Мужем Брони был поляк, студент-медик. Мария не стремилась участвовать в общественной жизни, но сестре удалось вовлечь ее в маленький польский кружок, который она посещала время от времени. Три года жизнь Марии отличалась «монастырской простотой». Она жила на три франка в день, которые уходили на оплату комнаты, учебы в университете, еды, одежды, бумаги и книг. Комната ее не отапливалась, поэтому ночь нередко заставала ее в одной из библиотек. Временами она страдала от недоедания.
Изучать науки у лучших преподавателей мира — эта ее мечта наконец-то сбылась. Академический мир менялся. Ренессанс вывел на передний план труды греков и римлян, философию, риторику, историю и литературу. В XIX же веке в Европе вперед вышли новые науки: химия, физика, ботаника, биология, зоология, геология с их многочисленными ответвлениями. Профессором Марии по биологии и химии был Эмиль Дюкло, который сразу поддержал теорию Пастера о том, что болезни распространяются микробами. Профессором физики был Габриель Липман, занимавшийся разработкой цветной фотографии. Профессором математики был Анри Пуанкаре — величайший математик того времени.
Мария изо всех сил старалась впитать и усвоить как можно больше знаний. В 1893 г. она стала первой на экзамене на получение степени магистра по физике. Это достижение поразило многих — женщина, да еще иностранка, да еще студентка одного из самых престижных университетов мира! В 1894 г. она получила магистерскую степень по математике. На этот раз она была второй.
В 1893 г. ее финансовое положение стало отчаянным. Денег на обучение в Сорбонне не набиралось. Г-жа Дидинская, познакомившись с Марией в Париже, «перевернула небо и землю» в Варшаве, чтобы выбить для Марии Александровскую стипендию — стипендию для польских студентов, обучающихся за границей. Несколькими годами позже Мария сэкономила деньги из своих первых заработков и возвратила 600 рублей в фонд стипендии. Распорядители фонда не знали, как поступить, ведь никто раньше так не делал. Мария же считала стипендию ссудой. Она не хотела лишать какого-нибудь другого нуждающегося студента возможности удержаться на плаву год-другой.
В конце 1893 г. профессор физики Липман предложил ей работу ассистентом в его лаборатории. Работа заключалась в экспериментальном изучении свойств различных металлов и давала ей ценные навыки экспериментатора.
Цели Марии. В 26-летнем возрасте цели Марии начали обретать определенные очертания. У нее появились 3 или 4 главные цели:
1. Первая цель — продолжать углублять собственное образование. О необходимости этого она знала и раньше, но теперь, в ходе изучения в университете математики и физики, этот процесс стал более сфокусированным и концентрированным.
2. В связи с этим стала вырисовываться новая цель, относящаяся к проявлению динамической энергии самой науки. Нечто совершенно новое — в смысле оживления сознания — происходило в сфере науки. Профессора в большинстве своем с энтузиазмом следили за драмой открытия новых перспектив познания. Это зарождало у Марии Склодовской надежду внести свой существенный вклад в новый чудесный мир знания.
3. Никогда Мария не забывала о своей основной цели. Она приехала во Францию не за тем, чтобы забыть Польшу и стать француженкой. Она прибыла в Париж из-за наличия больших возможностей в смысле образования. Ее намерением всегда оставалось вернуться в Польшу, чтобы служить своей родине, поднимая уровень образования народа.
4. В связи с этим вырисовывалась и более общая задача помощи всему человечеству. Эта задача выходила за рамки служения Польше и науке, хотя Польша и наука, наверное, особенно акцентировались в ее душевном импульсе.
Она не строила планов выходить замуж и рожать детей. То, что она испытала в этом отношении гувернанткой у Зоравских, оставило в ней одно разочарование. Для нее это был почти знак, что брак — не ее удел. В Париже искать возможностей для брака у нее не было времени. Она приехала научиться как можно большему и затем уехать. Кроме того, немалое место в ее мыслях занимал отец. Он вырастил четверых детей и дал им богатое культурное образование. Он приносил бесконечные жертвы, чтобы дети могли расти и правильно относиться к Польше и к миру. Он будет нуждаться в Марии в свои преклонные годы. Она могла бы жить с ним и присматривать за ним в старости. Все его дети нежно любили его… Но тут она встретила Пьера Кюри.
Встреча с Пьером Кюри. Пьер Кюри родился в Париже 15 мая 1859 г. Его отец был доктором медицины. Как и Мари, он вырос в культурной семье с сильным научным уклоном. Он был предан науке и не имел времени для романтики. В 35 лет это был уже зрелый ученый. Пьер и его брат Жак открыли, что кварц и другие непроводящие кристаллы накапливают электрический заряд под давлением. Это явление стало известным как пьезоэлектрической эффект, пьезо — означает «давить». Они нашли применение этому явлению в конструкции электрометра, который мог регистрировать самые малые заряды. В 32 года Пьер возглавил лабораторию в Парижской школе промышленной физики и химии. В 35, когда он встретил Мари, у него шла работа над докторской диссертацией, посвященной воздействию тепла на магнитные свойства. При определенной температуре ферромагнетики — например никель или железо — теряют свои ферромагнитные свойства. Эта критическая температура получила название «точка Кюри».