СЕМЬ ЛУЧЕЙ НА УРОВНЕ ДУШИ

Некоторое время она жила с сестрой и ее мужем, затем перебралась в мансарду неподалеку от университета. Мужем Брони был поляк, студент-медик. Мария не стремилась участвовать в общественной жизни, но сестре удалось вовлечь ее в маленький польский кружок, который она посещала время от времени. Три года жизнь Марии отличалась «монастырской простотой». Она жила на три франка в день, которые уходили на оплату комнаты, учебы в университете, еды, одежды, бумаги и книг. Комната ее не отапливалась, поэтому ночь нередко заставала ее в одной из библиотек. Временами она страдала от недоедания.

Изучать науки у лучших преподавателей мира — эта ее мечта наконец-то сбылась. Академический мир менялся. Ренессанс вывел на передний план труды греков и римлян, философию, риторику, историю и литературу. В XIX же веке в Европе вперед вышли новые науки: химия, физика, ботаника, биология, зоология, геология с их многочисленными ответвлениями. Профессором Марии по биологии и химии был Эмиль Дюкло, который сразу поддержал теорию Пастера о том, что болезни распространяются микробами. Профессором физики был Габриель Липман, занимавшийся разработкой цветной фотографии. Профессором математики был Анри Пуанкаре — величайший математик того времени.

Мария изо всех сил старалась впитать и усвоить как можно больше знаний. В 1893 г. она стала первой на экзамене на получение степени магистра по физике. Это достижение поразило многих — женщина, да еще иностранка, да еще студентка одного из самых престижных университетов мира! В 1894 г. она получила магистерскую степень по математике. На этот раз она была второй.

В 1893 г. ее финансовое положение стало отчаянным. Денег на обучение в Сорбонне не набиралось. Г-жа Дидинская, познакомившись с Марией в Париже, «перевернула небо и землю» в Варшаве, чтобы выбить для Марии Александровскую стипендию — стипендию для польских студентов, обучающихся за границей. Несколькими годами позже Мария сэкономила деньги из своих первых заработков и возвратила 600 рублей в фонд стипендии. Распорядители фонда не знали, как поступить, ведь никто раньше так не делал. Мария же считала стипендию ссудой. Она не хотела лишать какого-нибудь другого нуждающегося студента возможности удержаться на плаву год-другой.

Читать  Стив Джобс. Последние слова

В конце 1893 г. профессор физики Липман предложил ей работу ассистентом в его лаборатории. Работа заключалась в экспериментальном изучении свойств различных металлов и давала ей ценные навыки экспериментатора.

Цели Марии. В 26-летнем возрасте цели Марии начали обретать определенные очертания. У нее появились 3 или 4 главные цели:

1. Первая цель — продолжать углублять собственное образование. О необходимости этого она знала и раньше, но теперь, в ходе изучения в университете математики и физики, этот процесс стал более сфокусированным и концентрированным.

2. В связи с этим стала вырисовываться новая цель, относящаяся к проявлению динамической энергии самой науки. Нечто совершенно новое — в смысле оживления сознания — происходило в сфере науки. Профессора в большинстве своем с энтузиазмом следили за драмой открытия новых перспектив познания. Это зарождало у Марии Склодовской надежду внести свой существенный вклад в новый чудесный мир знания.

3. Никогда Мария не забывала о своей основной цели. Она приехала во Францию не за тем, чтобы забыть Польшу и стать француженкой. Она прибыла в Париж из-за наличия больших возможностей в смысле образования. Ее намерением всегда оставалось вернуться в Польшу, чтобы служить своей родине, поднимая уровень образования народа.

4. В связи с этим вырисовывалась и более общая задача помощи всему человечеству. Эта задача выходила за рамки служения Польше и науке, хотя Польша и наука, наверное, особенно акцентировались в ее душевном импульсе.

Читать  Восемь благородных символов Буддизма. Аштамангала.

Она не строила планов выходить замуж и рожать детей. То, что она испытала в этом отношении гувернанткой у Зоравских, оставило в ней одно разочарование. Для нее это был почти знак, что брак — не ее удел. В Париже искать возможностей для брака у нее не было времени. Она приехала научиться как можно большему и затем уехать. Кроме того, немалое место в ее мыслях занимал отец. Он вырастил четверых детей и дал им богатое культурное образование. Он приносил бесконечные жертвы, чтобы дети могли расти и правильно относиться к Польше и к миру. Он будет нуждаться в Марии в свои преклонные годы. Она могла бы жить с ним и присматривать за ним в старости. Все его дети нежно любили его… Но тут она встретила Пьера Кюри.

Встреча с Пьером Кюри. Пьер Кюри родился в Париже 15 мая 1859 г. Его отец был доктором медицины. Как и Мари, он вырос в культурной семье с сильным научным уклоном. Он был предан науке и не имел времени для романтики. В 35 лет это был уже зрелый ученый. Пьер и его брат Жак открыли, что кварц и другие непроводящие кристаллы накапливают электрический заряд под давлением. Это явление стало известным как пьезоэлектрической эффект, пьезо — означает «давить». Они нашли применение этому явлению в конструкции электрометра, который мог регистрировать самые малые заряды. В 32 года Пьер возглавил лабораторию в Парижской школе промышленной физики и химии. В 35, когда он встретил Мари, у него шла работа над докторской диссертацией, посвященной воздействию тепла на магнитные свойства. При определенной температуре ферромагнетики — например никель или железо — теряют свои ферромагнитные свойства. Эта критическая температура получила название «точка Кюри».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *