Подпольный университет. По возвращении в Варшаву она за небольшую плату стала работать репетитором. Некоторые ее друзья вели разговоры о заговорах против власти, другие же предпочитали заботиться о просвещении простого народа. Она выбрала второй путь. Движение за образование и просвещение испытывало в то время переход от литературы к наукам.
Ее пригласила в подпольный университет 26-летняя школьная учительница, г-жа Пьясека. В то время путь к высшему образованию в Польше был закрыт для женщин. Подпольный университет пытался исправить эту социальную несправедливость. Уроки давались по множеству предметов, включая анатомию, естественную историю и социологию. Преподавались новые предметы и классические предметы, но под новым углом. Занятия проводились в частных домах группами по 8–10 человек. Собрания были нелегальными. Если бы о них узнали, участникам грозила бы тюрьма.
Студентам подпольного университета полагалось учить других. Она стала читать вслух группе бедных необразованных женщин, работавших швеями. Книга за книгой она собрала для них маленькую библиотеку. Несколько качеств проявились к этому времени в Марии:
1. Она любила учиться. Ее привлекал мир идей. Каждый год перед ней раскрывались новые горизонты знаний.
2. Она была одаренным человеком и владела отличной памятью и острым интеллектом. Она всегда была первой среди равных.
3. Ей был свойствен патриотизм, который в то время имел совершенно особое значение для многих поляков. Патриотизм разжигал в ней огненное устремление. Это юношеское устремление вело либо к действию и мечу, либо к учению и образованию. Она выбрала последнее и явно считала неразумным следовать первому пути.
4. Она ощущала ответственность перед обществом, руководствовалась импульсом человечности. Ее одаренность использовалась на благо общества, которым для нее в то время была Польша. Она развивалась ради блага других.
Вот как она выглядела в то время: «Спокойное и скромное благородство виделось в ней, а внутреннее притяжение сочеталось с энтузиазмом, если не сказать со страстью. Мы никогда не видели в ней даже намека на снобизм, раздражение или дурные манеры. У нее никогда не возникало желания выкурить сигарету» («Г-жа Кюри», с. 54).
Астрологические знаки Польши. В книге «Судьба наций» лучи Польши не указаны. Однако даны управляющие знаки, что может помочь нам лучше понять жизнь той борющейся страны. Управляющий знак души Польши — Телец, управляющий знак личности — Близнецы. Экзотерическим управителем Близнецов является Меркурий, планета Четвертого Луча, отсюда богатое литературное творчество и различные формы общения. Ключевое качество этого важного астрологического знака — текучесть, или гибкость. Как пишет Д.К. в «Эзотерической астрологии»:
«Меркурий своеобразно усиливает в субъекте Близнецов латентное чувство двойственности в ее различных стадиях, а также чувство различения, ведущее к ментальной подвижности, или той текучести ума, которая является одним из основных достояний, а также одной из главных проблем этого знака» («Эзотерическая астрология», с. 354).
Близнецы подталкивают польский ум открыться культурному влиянию других стран. Польша быстро впитывала идеи Ренессанса, исходящие из Италии и Франции. Привозились картины, приезжали архитекторы из Италии и Франции, а под влиянием Близнецов вскоре появились свои поэты и писатели. Возникла богатейшая литературная традиция. В религиозном смысле наблюдалась позитивная гибкость, особенно в среде тех, кто находился на передовых культурных рубежах. Другой стране, такой как Россия, было очень трудно, если не невозможно, насадить только один язык (заменить польский русским) и сузить польскую культуру. Двойственность Близнецов позволила, с одной стороны, не перечить власти, а с другой, поддерживать подпольное движение. Карающий меч всегда угрожающе нависал над ним, что отвечало ключевому слову Близнецов: «Пусть нестабильность совершает свою работу». «Нестабильность» Близнецов связана с тем фактом, что всегда существует оппозиция, которую Близнецы отыскивают и выносят на Воздух — в сферу мысли, идей и форм общения.
Телец — знак, управляющий душой Польши. Его проявление можно заметить в стремлении Польши обрести свою целостность и сохранить свои границы. Собственность всегда считалась одной из наиболее фундаментальных ценностей, соблюдаемых Быком Желания. Однако на уровне души желание становится устремлением, а целью становится свет и просвещение. «Телец — с вертикальными бычьими рогами и кругом внизу — символизирует рывок человека, Быка Бога, к цели просветления и освобождению души из темницы с помощью двух рогов (двойственности), которые защищают «око света» в центре лба Быка; это «единое око» Нового Завета, наполняющее все тело светом» («Эзотерическая астрология», с. 154). Ключевое слово для Тельца на уровне души звучит так: «Я вижу, и, когда Око открыто, все освещается». Правящая аристократия Польши была ослеплена своим личным могуществом и богатством, она не сумела увидеть насущность нового общественного устройства. Время феодалов ушло, но они отказывались уходить, что принесло страдания всей нации и народу. И все же нация продолжала искать свет, и этот поиск света истины придавал чрезвычайно живое качество всей семье Склодовских.