СЕМЬ ЛУЧЕЙ НА УРОВНЕ ДУШИ

Раздел Польши. Могущественные польские фамилии — землевладельцы и аристократы — увековечили собственность феодального типа, основанную на эксплуатации крепостных. Такая экономическая система быстро становилась архаичной, однако аристократы отказывались пересмотреть ее. Многие из них вели переговоры с иностранными державами, словно сами властвовали в отдельном государстве. Одни ориентировались на Россию, другие предпочитали иметь дело с Пруссией. Екатерина Вторая и Фридрих Прусский одобряли польскую систему управления, поскольку это гарантировало слабость польской короны. Польша упустила все возможности объединиться вокруг сильного вождя и принять новую конституцию. В 1772 г. Жан Жак Руссо начал составлять вариант «Конституции Польши» по просьбе группы патриотов, пытавшихся сохранить целостность страны. Но когда Конституция была написана, стало слишком поздно. Польша уже была поделена. Костюшко, великий польский полководец, помогавший американским колониям обрести независимость от Англии, попытался изгнать русские войска в 1794 г. Поначалу он добился некоторого успеха, приложив усилия поистине героические, но вскоре был разбит армией, двухкратно превосходящей его силы. Когда 26 января 1797 г. был подписан третий Договор о разделе, около половины польской территории отошло к России и по четверти Пруссии и Австрии. Польши как государства больше не существовало, то есть у нее больше не было своего правительства, но как народ, культура, язык и цивилизация она сохранялась. Ощущалось могучее согласованное усилие по поддержанию духа нации живым и звучащим в сердцах поляков.

Другая возможность представилась, когда армия Наполеона завоевала Европу. Наполеон, одержав громкие победы над Австрией и Пруссией, вошел 19 декабря 1806 г. в Варшаву. Пруссия отказалась от претензий на центральную Польшу, и было провозглашено независимое государство — великое герцогство Варшавское. Многие поляки с готовностью присоединились к армии Наполеона, марширующей на Москву. Однако после 1814 г. Наполеон уже не мог защищать герцогство. В 1815 г. было создано Царство Польское с либеральной конституцией и царем Александром I в качестве короля. Но польские националисты желали полной независимости от России. В 1830 г. они подняли восстание и были разгромлены в течение нескольких месяцев.

Читать  Сутра о Шарипутра и якше

После 1831 г. дела пошли хуже. Конституцию и гражданские свободы отменили, независимых польских представителей в правительстве больше не было. Россия стала контролировать искусство и литературу и всячески пыталась «обрусить» Польшу — культурно, экономически и политически.

Польша Марии Склодовской. Родители Марии выросли в той Польше, которую всячески пыталась ассимилировать Россия. Русские по большей части принадлежали к православной (греческой ортодоксальной) церкви. Поляки же упорно держались католицизма, который стал частью их национального самосознания. Поляк, который не является католиком, это почти то же, что предатель. В школах преподавание шло на русском, а не на польском языке. Дети учили свой родной язык дома, учителя же, по мере возможности, говорили по-польски в классах и учили их польской истории. Факел национального самосознания скрытно, но очень ярко, горел в сердцах поляков.

В XIX веке поляки усвоили, что вооруженные восстания бесполезны, по крайне мере временно. Движение за независимость ушло в подполье. Новыми героями стали актеры, интеллигенты, писатели, священники, школьные учителя. Таким героем был и отец Марии. Он знал греческий, латынь и русский, изучал французский, английский и немецкий языки. Он следил за последними достижениями в области физики и химии. Как школьный учитель он скрытно делал многое для сохранения польской культуры дома и в школе. Ему приходилось поддерживать официальную программу перед директором и другим начальством, одновременно работая в противоположном направлении. Даже маленькой Марии приходилось жить двойной жизнью. Когда класс посещал инспектор, учитель всегда вызывал Марию, которая отвечала на вопросы по русской истории. Ее прекрасное знание русского языка и исторических фактов весьма впечатляло. Она была первой по всем предметам — русскому, французскому, немецкому языкам, письму, истории и литературе. Ее память была феноменальной. Она могла безошибочно повторить стихотворение, прослушав его лишь дважды. Одноклассники не могли поверить в такое чудо и считали, что она тайком заучивает стихи заранее. Несмотря на расхождение официальной и подпольной культуры она любила школу. Она любила учиться. Мария настолько жадно читала, что удивляла всю семью, где каждый был учащимся, а учение полагалось ключом не только к собственному успеху, но и к национальному и групповому самосознанию.

Читать  Энергия Осознанного Поведения

12 июня 1883 г. она закончила гимназию с золотой медалью, последовав примеру брата и сестры. После этого она в течение года отдыхала от напряженных занятий в деревне у родственников. Мария учила детишек французскому и предавалась разным приятным занятиям: собирала землянику и грибы, училась ездить верхом, гуляла в лесу, катала обручи, играла с детьми и т.д. Этот период был одним из немногих продолжительных отпусков в ее жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *