Николай Коперник. Николай Коперник родился 19 февраля 1473 г. в Торне (ныне Торунь), в Польше. В 18 лет он поступил в Краковский университет, позднее уехал в университет Болоньи, изучал там медицину и каноническое право, затем, перед возвращением в Польшу, практиковался в математике и астрономии в Римском университете. Благодаря протекции своего дяди он получил должность церковного распорядителя в Фройенберге (ныне Фромборк). Этот пост открывал значительные финансовые возможности. Коперник родился в купеческой семье, и это обстоятельство, по-видимому, обеспечило ему данное назначение. Для короля Сигизмунда I Коперник написал трактат о деньгах, в котором обсуждались проблемы выпуска монет худшего качества. Хорошие монеты собирались или уходили за границу, в то время как королю деньги — через налоги — возвращались в виде собственных «плохих монет». Он перевел с греческого на латинский и опубликовал книгу Теофилакта о нравственности, а также был практикующим врачом и бедных лечил бесплатно.
В то же время он продолжал свои астрономические исследования и математические вычисления, написав «Малый комментарий», где были изложены принципы гелиоцентрической системы. «Малый комментарий» был проигнорирован большинством ученых, но молодой профессор Ретикус из Виттенберга с энтузиазмом подхватил эти идеи и стал одним из ярых сторонников гелиоцентрической системы Коперника. Благодаря усилиям Ретикуса и Осиандера (лютеранского священника в Нюрнберге) был напечатан главный труд Коперника «О вращении небесных светил». 24 мая 1543 г. экземпляр книги был привезен уже умирающему Копернику, который был очень обрадован этим и в одночасье отошел с миром. Его математическое доказательство гелиоцентричности Солнечной системы устранило путаницу птолемеевой системы сфер, эпициклов и эксцентриситетов. Церковь терпела точку зрения Коперника, пока она излагалась как гипотеза. Многие отвергали ее, поскольку она противоречила Библии, казалась противной Богу и очевидным наблюдениям.
Интересы и достижения Коперника простирались на несколько областей. Это были право, математика, мораль, медицина, финансы и астрономия. Сфера финансов интересовала его не как сфера делового человека, а как важный аспект общественного устройства. Астрономия Птолемея казалась ему недостаточно последовательной и потому его не устраивала. Еще во времена своей учебы в Италии он пришел к мысли, что она неверна. Природный порядок, по его убеждению, должен был быть более элегантным.
Нам говорят, что «Седьмой Луч церемониального порядка начал входить в проявление с 1675 г.» («Судьба наций», с. 29). Не был ли Коперник предвестником этой лучевой энергии? Отметим, что один из циклов Третьего Луча вступил в силу с 1425 г., что во многом способствовало широкому распространению образования в период Ренессанса. Цикл Пятого Луча науки вступил в действие в 1775 г. («Эзотерическая психология», т. 1, с. 26). Эти циклы соответствуют воплощению душ, находящихся на соответствующих Лучах. И Коперник был провозвестником многих новых идей.
«Ньютон, Коперник, Галилей, Гарвей и супруги Кюри являются на своей линии силы носителями света одного ранга с Е.П. Блаватской. Все они революционизировали мышление своего времени; все они придали сильный импульс способности человека интерпретировать законы природы и понимать космический процесс, и только ограниченное видение мешает людям уловить единство множества силовых импульсов, исходящих из одной Ложи» («Трактат о Космическом Огне», с. 1037).
Ян Собесский — король Иоанн III. Во второй половине XVII века военный и дипломатический гений Яна Собесского временно укрепил польские границы. Ян Собесский женился на Марии Казимире, в которой текла французская королевская кровь, и стал королем Иоанном III. Его описывали как короля душой и телом, воистину достойного трона. Можно сказать, что в качестве правителя он делал все, что мог. Как военачальник он сделал больше всех остальных европейских генералов, чтобы оградить Европу от вторжения Оттоманской империи. Он разбил турок на Украине и под Веной. В культурном отношении он поддерживал веротерпимость и все культурные начинания, приглашал французских и итальянских артистов, художников и архитекторов. Польша рождала и собственных писателей и поэтов. Сам Собесский был образованным человеком, читавшим Декарта, Галилея, Паскаля, Мольера и многих других авторов. Особенно он увлекался всем французским, после того как еще молодым человеком провел год в Париже.
Однако всего он сделать не мог. Он не мог улучшить положение крестьян, не мог содержать сильную армию (ему несколько раз приходилось выплачивать жалование солдатам из собственного кармана), не мог собирать достаточно налогов. Аристократы из Сейма накладывали вето на его решения. Богатые землевладельцы эксплуатировали крестьян, не хотели платить на содержание армии и налоги. Они сами выбирали короля и зачастую даже продавали эту должность подходящему покупателю. Многое хотел сделать Собесский, но почти все это осталось неосуществимым. Он умер в 1696 г.