Финансовая схема. Семья Теннисона предполагала, что младший брат Альфреда Септимус станет юристом. Однако Септимус, как и его брат Эдвард, также заболел душевным расстройством и был помещен под присмотр д-ра Мэтью Аллена в психиатрическую лечебницу Фэрмид. Отправившись навестить Септимуса, Альфред подружился с пациентами лечебницы, найдя их очень приятными и разумными. Альфред регулярно навещал Септимуса и близко познакомился с д-ром Алленом.
Аллен осуждал применение в психиатрической больнице Йорка машины под названием «транквилизатор». Она представляла собой быстро вращающийся стул, на котором у привязанного пациента вызывалась тошнота и опорожнялись кишечник и мочевой пузырь. Считалось, что этот процесс способствует очищению организма и правильному перераспределению телесных жидкостей. Д-р Аллен, полагая этот метод варварским, ушел из лечебницы Йорка и открыл собственное заведение. Альфреда, должно быть, впечатлили мягкие методы работы с пациентами, применяемые Алленом.
Ален проявил себя и как деловой человек. Он вошел в бизнес, связанный с обработкой дерева с помощью паровых машин. Предполагалось изготавливать резные украшения для церквей, и поначалу проект выглядел весьма привлекательно. Альфред присоединился к компании и вложил около 3000 фунтов стерлингов, предполагая получить в течение года 10000. Альфред загорелся энтузиазмом и уговорил вступить в дело своего старшего брата Фредерика и сестер. Друзья же сомневались в успехе предприятия (как и дядя Чарльз) и отговаривали его.
Машины вышли из строя, Аллен стал практически неуловим, и все предприятие быстро свернулось. То был тяжелый урок для Теннисона, у которого и так был весьма шаткий финансовый статус. Его надежды на брак стали призрачными, будущность как поэта оказалась под вопросом.
Всего семья потеряла около 8000 фунтов, что подорвало ее финансовое положение. На помощь пришла замужняя сестра Альфреда, добившаяся оформления страхового полиса на д-ра Аллена, по которому семья могла получить возмещение убытков после его смерти, что произошло спустя пять лет после начала этого финансового предприятия.
Поэмы 1842 года. Через 10 лет после опубликования «Поэм 1832 года» подошло время издания двухтомника «Поэм 1842 года». В первый том вошли в основном пересмотренные старые стихи, а второй состоял из новых творений. Работа получила высокую оценку двух ведущих писателей того времени: Томаса Карлейля и Чарльза Диккенса. Роберт Браунинг неодобрительно отозвался о переделках. Он писал: «Изменения сделаны напрасно… Этим утром я был у Моксона [издателя Теннисона], который сказал мне, что Теннисон ужасно раним и чувствителен к критике» (Торн, с. 190).
Один критик писал, что новое собрание стихов Теннисона отличается большей зрелостью (стихи не так по-юношески наивны) по сравнению с ранними сборниками, но выдает в поэте человека, стоящего в стороне от жизни и не вовлеченного в людские борения, не переживающего их.
Дождь унялся, и поэт,
Удалясь от шумных улиц,
Вышел в поле, чтоб поймать
Легкий ветерок.
Он сидит, уединившись,
Напевая чуть невнятно,
Но ему внимают птицы
И садятся близ него.
Из «Песни поэта».
Новый сборник продавался довольно хорошо. Критические отзывы были явно лучше, чем после опубликования сборника 1832 г. Теннисон не был уязвлен, но был отчасти разочарован, поскольку надеялся не на мягкое ободрение критиков, а на открытую похвалу.
Кризис в 35-летнем возрасте. Вновь мы должны процитировать важный отрывок из «Эзотерической психологии» (т. 2, с. 52–53): «Кризис между тридцатью пятью и сорока двумя годами, когда устанавливается сознательный контакт с душой; тройственная личность начинает отзываться, как единица, на импульсы души».
Теннисон как раз подошел к этому возрасту. Как уже упоминалось, этот кризис, связанный с касанием души, не следует уподоблять явлению ангела, трогающего человека за плечо и нежно произносящего: «Хорошая работа. Теперь следуй за мной». Скорее его можно охарактеризовать следующими словами: «Совершенство души выносит несовершенство на поверхность». Человек может быть шокирован и повергнут в уныние зрелищем своих несовершенств. Новое, более широкое осознание особенно сильно действует на идеалистический тип Шестого Луча.
Обри де Вер, молодой ирландский поэт, был знаком с кружком «апостолов» в Тринити-колледже. Де Вер навестил Теннисона в июле 1845 г. Теннисону было 35 лет и скоро должно было исполниться 36. Де Вер сделал в своем дневнике интересную запись об этом визите:
«Когда я вошел, Теннисон был явно не в духе и сразу заявил, что больше не в силах выносить удары этого мира. Ему необходимо жениться, обрести любовь и покой, или умереть… Он жаловался на то, что годы уходят, говорил, что не заботится о славе, что ему нужны лишь довольство и уединение. По его словам, он, как никто, настрадался от забот и бед. Я высказался в том духе, что ему нужны постоянное занятие, жена и твердые принципы, и он выслушал это весьма благосклонно» («Письма лорда Альфреда Теннисона», т. I, с. 239).