Человеку науки, вероятно, тоже нет резона читать «Записные книжки», ведь наука далеко ушла со времен Леонардо. Однако мы должны помнить, что, хотя большинство из нас водит машину и работает за компьютером, наши научные способности намного ниже способностей Леонардо, жившего 550 лет назад. Мы живем в эпоху науки; не так было во времена Леонардо. Это должно помочь нам понять его выдающиеся способности и гений.
С точки зрения истории «Записные книжки» представляют наибольший интерес. В этом контексте мы начинаем видеть грандиозные возможности и гений человека.
Сочетание в Леонардо Четвертого и Пятого Лучей. Страсть Леонардо была направлена на две сферы: он жаждал знания о великом множестве предметов и увлеченно работал в различных областях творчества. Сильная научная установка угадывалась у него даже в такой сугубо художественной области, как живопись. Он исследовал вдоль и поперек многие области знания и хотел внести свой вклад в их развитие.
Душа Леонардо находилась на 4-м Луче, как указано в «Эзотерической психологии». Из его сочинений на многие научные темы кажется ясным, что он обладал личностью 5-го Луча. Вопрос в следующем: на каком луче находился его ум? То, что он обычно избегал психологических, философских и литературных тем, а также его неуклонная приверженность к форме и деталям указывают на то, что у него, должно быть, наряду с личностью 5-го Луча был и ум 5-го Луча.
Архитектор, художник и писатель Джорджо Вазари (1511–1574) написал десятитомный труд «Жизнеописания художников», где содержатся оценки жизни и деятельности Леонардо, Микеланджело, Фра Филиппо Липпи, Лоренцо Лотто, Андреа дель Сарто и многих других. О Леонардо он писал: «Кажется, что некоторые люди одарены целым букетом божественных даров. Непостижимым и чудесным образом они сочетаются подчас в одном человеке… Все сходятся во мнении, что таким был Леонардо да Винчи, который непринужденно вносил неописуемое изящество в любое творение и деяние. Его редкий талант совершенствовал любой предмет, на который он обращал свое внимание… Он мог бы быть ученым, если бы не его многогранность».
Д.К. включил Леонардо в список вдохновенных людей, осененных божественной силой. «Нередко в течение веков божественность осеняла и вдохновляла тех или иных людей на принятие позитивного лидерства, с тем, чтобы сделать божественную цель фактором, определяющим ситуацию в мире. Если бы они не откликались на это впечатляющее влияние и не принимали бы возложенной на них ответственности, события и ситуация в мире могли бы оказываться совершенно иными. Я имею в виду не только собственно духовных лидеров, но и лидеров в других областях человеческого проявления. Это такие выразители божественной цели, как законодатель Моисей, воин и ученик Акбар, вдохновенный художник Леонардо да Винчи, а также другие великие и выдающиеся фигуры, определившие основные направления человеческой цивилизации» («Экстернализация Иерархии», с. 260).
Шарль д’Амбуа, короткое время бывший французским губернатором Милана, так написал о Леонардо: «Великолепные работы, выполненные в Италии и особенно в Милане мастером Леонардо да Винчи, вашим соотечественником, внушили всем, кто их видел, глубокую любовь к их автору, даже если он никогда с ними не встречался… Мы признаемся, что тоже полюбили его еще до встречи. Но теперь, общаясь с ним и беседуя об его многогранном таланте, мы поистине видим, что его имя, уже знаменитое в живописи, остается относительно неизвестным в других областях, где его могучие дарования заслуживают высочайших похвал. И если можно рекомендовать человека столь редкого таланта его согражданам, то мы рекомендуем его вам от всего сердца, уверяя вас, что оказанные ему почести и все, сделанное вами для его благополучия, доставит нам, как и ему, огромное удовольствие, и мы будем премного вам обязаны».
Это письмо Шарля д’Амбуа во Флорентийский совет старейшин, датированное 16 декабря 1506 г., отражает то восхищение, которое француз испытывал по отношению к Леонардо.
Три последние года жизни Леонардо провел в замке Клу по приглашению короля Франции Франциска I. Этот замок был королевской резиденцией в Амбуа. Дом Леонардо сообщался с дворцом короля подземным ходом, по которому король мог навестить в любое время своего любимого художника и инженера. Согласно Бенвенуто Челлини, король наслаждался беседами с Леонардо и считал его «великим философом» и самым образованным из людей.
Грядущий духовный Реннесанс. В очерке о Леонардо мы попытались соприкоснуться с духом Ренессанса. Мы сделали это не только для того, чтобы уловить отблеск величия жизни Леонардо, но и по причине связи, существующей между той эпохой и нашим временем. Нам говорят, что мы находимся в преддверии могучего духовного возрождения, ренессанса, который преобразит цивилизацию, в которой мы живем. Всегда нелегко увидеть за деревьями лес. Трудно разглядеть общую картину из-за обилия отвлекающих деталей, которыми полна жизнь отдельной личности. Тем не менее, важно осознать, что у нас есть возможность правильно использовать время глубоких и значительных культурных перемен для новой динамической творческой деятельности. Новые тропы всегда прокладываются благодаря великим душам. Это побуждает нас быть бдительными к новым измерениям и новым направлениями, как внутри нас, так и в окружающем мире, и дает нам возможность переживания радости ренессанса.