СЕМЬ ЛУЧЕЙ НА УРОВНЕ ДУШИ

Записные книжки Леонардо. Он начал вести свои записные книжки, когда ему было 37 (в 1489 г.). Прежде ему казалось, что жить и учиться можно бесконечно, однако во время кризиса в 35–40 лет человек обычно начинает думать, что нужно выбрать что-то одно. Он осознает тот факт, что отдельный жизненный цикл не может длиться вечно. Поэтому самое время начать собирать то, чему научился, в том или ином виде, например, в виде книг.

В записных книжках Леонардо приведены зарисовки, идеи, теории, открытия, заметки и наброски запланированных книг. Ни одна из этих книг не была завершена, и ничто из его сочинений не было опубликовано при его жизни. Потомству достались лишь записные книжки — грубые наброски. План же состоял в том, чтобы написать около сорока книг.

Начал он свои писания с оправдания перед возможными критиками: «Я знаю, что многие посчитают это ненужной работой… люди, которые не желают ничего, кроме материальных богатств, и бегут мудрости, составляющей истинную пищу и единственное богатство ума… Насколько же возвышеннее богатства души, чем достояние тела! И часто, когда я вижу одного из таких людей берущим в руки подобную работу, мне кажется, что он вот-вот поднесет ее к носу, как обезьяна, или спросит, нельзя ли откусить кусочек».

 

ПЛАН ЛЕОНАРДО НАПИСАТЬ СОРОК КНИГ

Книга по технике рисования. «Много таких, кто имеет вкус и любовь к рисованию, но не имеет таланта; это видно в тех мальчиках, которые неусидчивы и никогда не заканчивают свои рисунки штриховкой… Художнику необходимо детально ознакомиться с конечностями человека, всеми положениями, которые они могут занимать, всеми действиями, на которые они способны, а также с обнаженной натурой. Ему нужно знать анатомию мышц, костей и сухожилий, чтобы при любых движениях и напряжениях он мог уяснить, какой нерв или мускул является причиной какого движения, и изобразить выдающимися или утолщенными только нужные мышцы, а не все сразу, как делают многие, желая показаться великими графиками. Они рисуют обнаженные фигуры, словно вырезанными из дерева, лишая их грации; можно подумать, что перед вами мешок грецких орехов, а не человеческая форма, мышцы же при этом напоминают редиску в пучке…».

Читать  Места Будды. Аскеза в пещере Махакала

Значение опыта. Одной из главных тем, проявлявшихся в подходе Леонардо к жизни, было обучение на опыте. Вообще, это была одна из главных тем всего Ренессанса. Обучение на собственном опыте постепенно вытесняло беспрекословную зависимость от авторитета Аристотеля, Библии и церкви. В набросках книги по технике рисования Леонардо выразил это так:

Наброски [для дальнейших композиций] следует время от времени брать из обычной жизни, когда позволяет обстановка; обратите внимание на движения людей на улице, площади, в поле… Оппонент скажет, что для практики сначала лучше заниматься срисовыванием различных композиций, выполненных различными художниками на бумаге или на стене… на что я отвечу, что этот метод хорош, если основан на подходящих композициях искусных мастеров. Но поскольку такие мастера — редкость и едва ли можно найти нескольких таких мастеров, вернее будет обратиться к естественным объектам, чем к тем, что были взяты из природы с превеликим искажением. Иначе не научишься, ведь если можно пойти к роднику, зачем хвататься за кувшин? («Записные книжки Леонардо да Винчи»).

Во введении к своим сочинениям он выражает эту мысль в более общем виде: «Многие могут решить, что они вправе обвинить меня из-за противоречия моих утверждений таковым известных авторитетов, высоко почитаемых за их непроверенные суждения; им невдомек, что мои работы — результат чистого и простого опыта, который и есть единственный судья».

Читать  108 имен Шивы. Мантры для почитания Шивы

Медитативный подход: ясно мыслить, искать единомышленников, избегать проецирования.

Художнику необходимо… избегать дружбы с людьми, враждебно относящимися к его поискам; его ум должен легко впечатляться множеством объектов, которые последовательно проходят перед ним, свободные от чужих комментариев. Если при изучении и определении одного объекта внимание привлекается другим объектом — а это бывает, — тогда художник должен решить, каким из них заниматься до полной ясности, а какой отложить на потом. Превыше всего он должен хранить свой ум чистым, как поверхность зеркала, которое отражает в точности те же цвета, что имеют объекты.

Художник с грубыми руками изобразит в своей работе точно такие же руки; то же самое будет со всеми конечностями, пока долгое изучение не позволит, наконец, избегать ошибок. И потому, о Художник, внимательно посмотри, какая часть тела у тебя не в порядке, и особенно тщательно относись к ней в своих произведениях. Если ты груб, то фигуры, тобой изображенные, будут тоже казаться лишенными обаяния. Любая часть, которая в тебе может быть плоха или хороша, отразится до некоторой степени и в твоих творениях. («Записные книжки Леонардо да Винчи»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *