Папская власть в эпоху Возрождения ослабевала. Возникающим национальным государствам не нравилось вмешательство папы в их дела. Слишком много коррумпированных пап, засилье инквизиции, их крайняя алчность — все это отталкивало и требовало появления самостоятельной опоры в духовно-моральных вопросах. Границы сдвигались, Франция, Испания, Турция и Австрия видели в Италии богатую поживу. В то время война была обычным делом. Наемные войска жили грабежом, и Италия для них была лакомым кусочком. Становилось ясно, что нужно работать над объединением Италии, и, если использовать выражение политического писателя и мыслителя эпохи Возрождения Макиавелли, это должно было быть достигнуто любыми средствами.
По мере разворачивания Духовной Иерархией работы по экстернализации Западное полушарие становилось особым фокусом духовной энергии, а Европа — лидером новой цивилизации. Италия побуждалась играть в этой работе свою роль, а Флоренция стала динамической фокусной точкой для спирально притекающей новой жизни, придающей вдохновение на множестве уровней.
На службе в Милане в 1482–1499 гг. Письмо Леонардо к Сфорца. В возрасте 30 лет (в 1482 г.) Леонардо был готов (вероятно, давно готов) покинуть Флоренцию и работать в другом месте. Он прослышал, что Лодовико Сфорца, герцог миланский, ищет художника-архитектора и военного инженера. Леонардо подал заявку. Он составил длинное письмо, где перечислил свои умения в надежде, что будет полезен герцогу.
Леонардо в большей степени представлялся как военный инженер, чем как художник. Он разработал «очень легкий и прочный мост, который можно нести с собой и в любое время ускользать от противника…». Он знал, как сделать «сколько угодно разнообразных мостов, крытых подходов, лестниц и других приспособлений, необходимых в таких экспедициях».
Некоторые утверждают, что Леонардо спроектировал первый танк, назвав его «крытой колесницей». «Я хочу сделать крытые колесницы, безопасные и неприступные, двигающиеся со своей артиллерией на противника, и никакой самый сильный человек не сможет разрушить их. А за ними может безопасно и беспрепятственно следовать пехота».
Не следует забывать, что в те дни, когда искусство, инженерия и архитектура еще не были разделены, наброски и чертежи Леонардо выглядели очень впечатляюще. Он умел блестяще изложить свои идеи на бумаге. В возрасте 30 лет он, став мастером рисунка и живописи, похоже, заскучал от искусства и стал стремиться развить и применить свое мастерство в более масштабных проектах, которые требуют поддержки государства или церкви.
Все историки искусства в один голос восклицают: какая жалость, что гений Леонардо оставил так мало завершенных работ! Но тому было множество причин. Часть из них, похоже, коренится в его собственном характере, другие связаны с теми, кто не мог распознать его гений или не знал, как правильно работать с гением.
Как и многие другие гениальные творцы, Леонардо гораздо больше был заинтересован в учебе и саморазвитии, чем в повторении достигнутого. Художники, пишущие портрет за портретом (что и Леонардо легко мог делать), обычно работали из финансовых соображений, нежели желая расти в творческом отношении. Для истинного творческого гения это кажется смерти подобным, тем, чего следует избегать любой ценой.
И здесь мы видим очень сильное творческое качество, присущее 4-му Лучу. Как только что-то становится бизнесом, возникает необходимость повторения для массового производства и продажи на рынке. В таком деле отлично работают качества 3-го Луча: эффективность, энергичная деятельность, разумность, коммуникационные и рыночные навыки. Однако эти качества нередко кажутся возмутительными для сенситивов 4-го Луча. Для человека 4-го Луча каждое усилие — это не повторение ранее выполненной работы, а нечто совершенно новое. Как только проблема решена, художник стремится перейти к поиску нового вызова. И это снова и снова проявлялось в жизни Леонардо. Внутренняя связь с музой оказывалась гораздо важнее внешних отношений с рынком.
В письме к Лодовико Сфорца Леонардо упоминает свои «катапульты» (предназначенные для метания камней в замок противника), которые должны были пополнить и усовершенствовать средневековую артиллерию. Он также заявлял, что спроектировал «другие замечательно эффективные и еще не виданные машины».
«Полагаю, что в мирное время», продолжает он, «я мог бы с радостью отдаться архитектуре и проектированию публичных и частных зданий, а также заняться переводом рек из одного русла в другое».
Леонардо значительное время посвятил изучению искусства строительства каналов и мог бы называться одним из наиболее выдающихся инженеров-гидравликов своей эпохи. Но его характер не давал ему засиживаться в одной сфере. Отсюда можно заключить, что его 4-й Луч души в целом преобладал над явным 5-м Лучом науки, одним из дополнительных Лучей Леонардо.
Некоторые из его величайших изобретений остались лишь на бумаге: «Я могу выполнить скульптуру в мраморе, бронзе или глине, а также нарисовать все, что для этого необходимо… сделать модель бронзового коня, умещающуюся на ладони… Все это — для вечной славы и почета вашему отцу, герцогу, на добрую память прославленному дому Сфорца» («Записные книжки Леонардо да Винчи»).