Через много лет, когда Алиса сотрудничала с Теософическим обществом в Калифорнии, она узнала, что ее «гостем был Учитель К.Х., Учитель Кут Хуми. Он очень близок к Христу, действует в сфере наставничества и является выдающимся представителем любви-мудрости, полным выражением которых является Христос» («Автобиография», с. 37).
Этот ранний визит Учителя К.Х. произвел, помимо прочего, решительный поворот в ее поведении. «Бури слез» больше не наблюдались, она контролировала свою речь и стала «чопорной, слащавой и сентиментальной». Перемена была столь разительной, что семья, помня ее прошлые бунтарские выходки, переполошилась, решив, что с ней стряслось что-то серьезное.
Общий социальный фон, на котором воспитывалась Алиса. XIX век был временем больших перемен. Англия осмысливала и усваивала философско-социальные вопросы, поставленные Французской революцией. После разгрома Наполеона монархии были восстановлены, но этим монархиям XIX века уже приходилось выбирать между постоянным сопротивлением активному требованию перемен снизу и уступками новому, народному, духу, который было уже невозможно изгнать. Уступки означали проведение правительственных реформ, осуществляемых под контролем сверху, что позволяло избежать кровавых и ужасных ошибок Французской революции.
На повестке дня стояла промышленная революция, что означало и начало технологической революции. Железные дороги, телеграф, телефон, радио, фотография, единая почтовая служба, паровые двигатели, изобретения в текстильной промышленности, новые методы бурения, осушения, посева, удобрения, строительства дорог и каналов и т.д. изменяли жизнь и разрушали традиции.
В 1859 г. вышла работа Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Его теории были сразу же распространены на общество. Пошла в ход фраза «выживание наиболее приспособленных», рожденная Гербертом Спенсером (1820–1903), главным провозвестником социал-дарвинизма. Идея о том, что человеческое общество подобно джунглям, в которых выживают только самые приспособленные индивиды, классы и нации, была подхвачена многими интеллектуалами того времени. В неудачники записывали тех, кто не мог адаптироваться, соответствовать и выживать. Крепостные и рабы были освобождены, но возник новый вид рабства — под другим названием и по-другому обоснованный. Бедные жили в полной нищете. Мужчины и женщины работали в шахтах и на фабриках по 12–18 часов в день. Был широко распространен детский труд. Оплаты труда не доставало на то, чтобы хотя бы прокормиться. Бродяги, бездомные, безработные, эпидемии тифа и холеры стали привычными спутниками городов, где наряду с этим можно было видеть процветание верхов и рост промышленности. В городах набирала силу организованная преступность. Организация трудовых союзов была запрещена (но профсоюзы были отчасти легализованы в 1825 г.). В 1800 г. к смертной казни было приговорено 200 преступников. В 1830 г. эта цифра снизилась до 12. Характеризуя пропасть между богатыми и бедными, Бенджамен Дизраэли (премьер-министр в 1868 и в 1874–1880 гг.) писал в своей книге «Сивилла»:
«Две нации, между которыми нет никаких отношений и никакой симпатии; обе они совершенно ничего не знают о привычках, мыслях и чувствах друг друга, словно обитают на разных планетах».
Чарльз Диккенс (1812–1870) привлек внимание общественности к положению бедняков своими романами «Оливер Твист» и «Давид Копперфильд». В свои лучшие годы Диккенс был самым знаменитым писателем в мире. У него был особый дар повествования, который мог пробудить эмоции и вызвать сострадание. Диккенс ощущал глубокую нужду в реформировании всей Англии. Он старался содействовать этому своими романами, а также своим журналом «Круглый год».
Британия: в чем она опережала другие страны и в чем отставала. Согласно историку Норманну Дэвису, Великобритания «в чем-то опережала своих основных конкурентов, а в чем-то отставала от них. С одной стороны, Британия могла честно гордиться тем, что стала «матерью парламентов», правления закона, Билля о правах и свободной торговли. Британское общество долгое время было самым передовым и предприимчивым в Европе и, наверное, самым открытым для передовых идей. С другой стороны… в ней сохранялась монархия вместе с установлениями и обычаями семнадцатого века, словно Французской революции никогда не было… В Британии имелись республиканские настроения, но не делалось никаких серьезных попыток устранить монархию или ввести конституцию. Старые британские институты власти с трудом поддавались реформам… Феодальные привилегии Палаты лордов даже не обсуждались вплоть до 1911 г… Англичане любили гордиться своей терпимостью и либерализмом, но многое из предметов их гордости безнадежно устарело. За последние десятилетия они отстали от Франции в вопросах семейного законодательства, от Германии в общественном законодательстве и от Австро-Венгрии в национальной политике» («Европа. История», с. 807, 810).
Двойственность Британии — ее изрядный либерализм, широта мышления, эклектическое введение инноваций, с одной стороны, и упрямство, сопротивление переменам и ультра-консерватизм, с другой — можно связать с тем фактом, что (согласно эзотерическому учению) Близнецы управляют душой этой нации, а Телец — ее личностью. Вот что говорится по этому поводу в книгах «Судьба наций» и «Экстернализация Иерархии»: