Потому, когда профессор Лэдд, показав, что каждый элемент нервной системы обладает собственной памятью, добавляет: «Этот взгляд относится к самой сути всякой теории, рассматривающей сознательное умственное воспроизведение лишь как одну из форм биологической органической памяти», — то ему следует включить в ряд таких теорий и оккультное учение. Ибо никакой оккультист не смог бы выразить такое учение точнее этого профессора, который, подкрепляя свой аргумент, говорит: «Мы могли бы говорить, собственно, о памяти концевого органа зрения или слуха, о памяти спинного мозга и так называемых «центров» рефлекторного действия, к нему относящихся, о памяти продолговатого мозга, мозжечка и т. д.»* Это суть оккультного учения — даже в тантрических трудах. Действительно, у каждого органа в нашем теле есть своя память. Ведь раз каждый из них наделён сознанием «своего собственного вида», то каждая клетка неизбежно должна тоже иметь своего рода память, а также — свою собственную психическую и нусическую деятельность. Откликаясь на прикосновение физической и метафизической силы**, импульс, данный психической (или психо-молекулярной) силой, будет действовать извне вовнутрь, тогда как импульс нусической (не назвать ли её духовно-динамической?) силы действует изнутри вовне. Ведь как наше тело является оболочкой для внутренних «принципов» — души, ума, жизни и т. д., так и молекула или клетка является телом, в котором обитают её «принципы» — нематериальные (вернее, недоступные для нашего восприятия) атомы, которые собирают эту клетку. Деятельность и поведение клетки определяются направлением через неё внутрь или наружу нусической или психической силы, причем первая не имеет отношения к самим физическим клеткам. Потому, тогда как последние подчинены неизбежному закону сохранения и превращения физической энергии, атомы — будучи психо-духовными, а не физическими единицами — действуют по своим собственным законам, как действует «целостное существо» в философской и научной гипотезе профессора Лэдда, которое и есть наш «разум-Я». У каждого органа и клетки человеческого тела есть своя клавиатура, как у пианино, только регистрирует и издаёт она не звуки, а ощущения. Каждая клавиша содержит потенциальные возможности к хорошему и плохому, к созданию гармонии или дисгармонии. Это зависит от приданного импульса и от комбинаций, которые получаются — от прикосновения музыканта, «двуликого Единства». И это деятельность того или иного «лица» этого Единого определяет природу и динамический характер проявленных в результате феноменов, будь то явления физические или умственные. Ибо вся жизнь человека ведома этим двуликим существом. Если импульс приходит от «мудрости свыше», прилагаемая сила является нусической, или духовной, а результатом будут действия, достойные божественного побудителя; если же это импульс «земной, бесовской мудрости» (психической силы), то поступки человека будут эгоистичными, всецело основанными на запросах его физической, а потому животной природы. Вышесказанное может показаться среднему читателю чистейшей чепухой; но каждый теософ должен понимать, что у него есть как манасические, так и камические органы, хотя клетки его тела отвечают и на физические, и на духовные импульсы.
__________
* Там же, с. 553–554.
** Мы по-доброму надеемся, что этот весьма ненаучный термин не ввергнет никакого «анималиста» в такую истерию, после которой он уже не сможет оправиться.
Поистине, это тело, столь оскверненное материализмом и самим человеком, есть храм Святого Грааля, adytum (святилище) величайших, нет, всех мистерий природы в нашей солнечной системе. Это тело — эолова арфа, издающая аккорды двумя наборами струн, один из которых из чистого серебра, другой — из кишок. Когда дыхание божественного повеления мягко касается первого, человек уподобляется своему Богу, но струны второго этого не чувствуют. Чтобы зазвучали животные струны, требуется сильный земной ветер, заряженный животными токами. Действовать на физические органы и их клетки — это функция физического, низшего ума; но только высший разум может влиять на атомы, взаимодействующие в этих клетках, а это взаимодействие лишь одно способно, через спинномозговой центр, возбудить в головном мозге умственное представление духовных идей, которые далеко за пределами любых объектов этого материального плана. Явления божественного сознания следует рассматривать как деятельность нашего разума на ином, более высоком плане, осуществляющуюся через нечто менее вещественное, нежели движущиеся молекулы мозга. Их нельзя объяснить как просто результат физиологических процессов в мозгу, поскольку последние лишь ограничивают её условиями или придают ей окончательную форму для конкретного проявления. Оккультизм учит, что клетки печени и селёзенки больше всего подвержены влиянию «личного» ума, тогда как сердце преимущественно является органом, через который действует «высшее Я» — через низшее «я».
Видения или воспоминания о сугубо земных явлениях не передаются через умственные восприятия мозга — непосредственного приёмника впечатлений сердца. Все такие воспоминания должны быть сначала стимулированы и пробуждены в органах, которые, как уже говорилось, были источниками различных причин, приведших к этим результатам, или же непосредственно в них участвовали. Другими словами, если то, что называют «ассоциацией идей», во многом связано с пробуждением памяти, то ещё больше связаны с ним взаимодействие и постоянные взаимоотношения между личным «умственным существом» и органами человеческого тела. Голодный желудок вызывает видения прошедшей трапезы, потому что его деятельность отражается и повторяется в личностном уме. Но даже ещё до того, как память личного «я» передаст образ с тех скрижалей, на которых хранятся опыты повседневной жизни — вплоть до малейших деталей, — память желудка уже вызвала тот же самый образ. И так со всеми органами тела. Это они, в соответствии со своими животными нуждами и желаниями, порождают электро-жизненные искры, освещающие поле сознания низшего «я»; и именно эти вспышки, в свою очередь, пробуждают в нём функцию воспоминаний. Так что человеческое тело — это обширная звучащая дека, где каждая клетка хранит долгую запись впечатлений, связанных с её «родительским органом», и обладает памятью или сознанием своего особого рода, что, если угодно, можно назвать инстинктом. Эти впечатления, в соответствии с природой органа, бывают физическими, психическими или ментальными, поскольку относятся к тому или иному плану. Их можно назвать «состояниями сознания» только за неимением лучшего выражения, поскольку есть состояния инстинктивного, ментального и чисто абстрактного, или духовного, сознания. И если мы прослеживаем все такие «психические» действия к работе мозга, то это лишь потому, что во дворце, именуемом человеческим телом, именно головной мозг является парадной дверью, единственной, которая открывается во внешнее пространство. Все другие органы можно сравнить с внутренними дверями, ведущими в частные помещения, через которые непрерывно движутся агенты, переносящие разнообразные ощущения и воспоминания. Их ясность, живость и сила зависят от состояния здоровья и органичной звучности этих переносчиков. Но их реальность, в смысле правдивости и точности передаваемого, зависит от того, от какого «принципа» они происходят, и от относительного преобладания в низшем манасе нусического или френического («камического», земного) элементов.
