«Явления человеческого сознания следует рассматривать не как движение молекул мозга, а скорее как действие какой-то иной формы Реального Существа. Для них необходима основа, отправная точка, отличная по своей природе от фосфорических жиров центральной массы и фиброзных окончаний нервных клеток коры головного мозга. Существо, проявляющееся непосредственно для себя самого в виде феноменов сознания и — опосредованно — для окружающих в виде деятельности тела, как раз и есть Разум [манас]. Именно на его счёт нужно относить все умственные явления как показывающие, каков он есть, через то, что он делает. Так называемые «умственные способности» являются всего лишь навыками поведения, в сознании этого истинного существа. И действительно, мы можем обнаружить, что это существо, именуемое Разумом, ведёт себя по постоянно повторяющимся моделям; потому мы приписываем ему определенные способности. Умственные способности не могут существовать сами по себе … Они представляют собой исключительно навыки поведения ума в сознании. И сама их классификация возможна лишь при условии признания, что Истинное Существо, именуемое Разумом,* существует, и оно отлично от других реальных существ, известных как физические молекулы мозговой нервной массы.»
Показав, что нужно рассматривать сознание как целое (а это еще одно оккультное утверждение), автор добавляет:
«Таким образом, на основе вышеизложенного мы заключаем: субъектом всех состояний сознания является истинная целостная сущность, называемая Разумом; она имеет нематериальную природу и действует и развивается по своим собственным законам; однако она особым образом связана с некоторыми материальными молекулами и массами, образующими вещество мозга.»**
__________
* Высший манас, или «я» (кшетраджня), — это «Безмолвный Наблюдатель» и добровольная жертва; низший манас — его представитель, поистине деспот и тиран.
** «Элементы физиологической психологии. Трактат об активности и природе разума с физической и экспериментальной точек зрения» (George T. Ladd. «Elements of Physiological Psychology», с. 606 и 613).
Этот «Разум» и есть манас, или, скорее его низшее отражение, которое всякий раз, когда разъединяется с камой, становится проводником высших умственных способностей и является органом свободной воли в физическом человеке. Это предположение новейшей психофизиологии остается, к сожалению, невостребованным, хотя внешняя невозможность примирения существования свободной воли с законом сохранения энергии есть чистой воды заблуждение. Это хорошо продемонстрировано в «Научных письмах» «Элпэя» в критическом обзоре данной работы. Но чтобы доказать это окончательно и закрыть вопрос, не требуется такого высокого вмешательства (высокого, по крайней мере, для нас), как оккультные законы; достаточно лишь немного здравого смысла. Давайте проанализируем этот вопрос беспристрастно.
Один человек, предположительно, учёный, утверждает, что раз «психическое действие подвержено общим и неизменным законам движения, то у человека нет свободной воли». Это продемонстрировал «аналитический метод точных наук», и учёные материалисты постановили «принять резолюцию» о том, что это должно признано их последователями. Однако есть и другие, гораздо более великие учёные, думающие иначе. Например, сэр Уильям Лоуренс, выдающийся хирург, в своих лекциях* заявил, что:
«Доктрина о душе и её отдельном существовании не имеет ничего общего с физиологическими вопросами, а основывается на доказательствах совершенно иного рода. На эти возвышенные истины никогда не пролить свет трудами анатомов и физиологов. Нематериальную и духовную сущность не открыть среди крови и грязи анатомической комнаты.»
__________
* У. Лоуренс, «Лекции по сравнительной анатомии, физиологии, зоологии и естественной истории человека» (W. Lawrence, «Lectures on Comparative Anatomy, Physiology, Zoology, and the Natural History of Man». 8 vol. London, 1848, p. 6).
А теперь давайте исследуем аргументы материалиста, дабы показать, как этот «универсальный растворитель», именуемый аналитическим методом, используется им в данном случае. Автор «Психофизиологии» разлагает психическую деятельность на составные элементы, прослеживая их вплоть до движения, и, не найдя в них ни малейшего следа свободной воли или спонтанности, перескакивает к заключению, что их вообще не существует и что в той психической деятельности, которую он только что расчленил, их обнаружить нельзя. «Не является ли ошибочность такой ненаучной процедуры самоочевидной?» — спрашивает его критик, и затем справедливо доказывает, что:
«Во всяком случае, исходя из точки зрения данного аналитического метода, каждый имеет равное право отрицать любое явление природы от начала и до конца. Ибо, не приведет ли экспериментатора к тому же самому разложение на составные элементы звука и света, тепла и электричества, и других химических процессов, в котором исчезнут все специфические особенности данных элементов, и останется только «вибрация молекул»? Но неизбежно ли отсюда следует, что всё это — тепло, свет, электричество — лишь иллюзии, а не действительные проявления свойств нашего реального мира? Ведь такие особенности не могут быть найдены в отдельных элементах просто потому, что какая-либо часть не содержит всех свойств целого от первого до последнего. Что бы мы сказали о химике, который, разложив воду на составляющие её водород и кислород и не обнаружив в них особых свойств воды, утверждал бы, что вода вообще не существует или что этих компонентов в воде найти нельзя? А что бы вы сказали об историке, который, изучив в отдельности каждую букву из попавшего к нему в руки документа, и убедившись, что каждая буква в отдельности лишена какого-либо смысла, заявил бы, что и весь документ, следовательно, являет собою полную бессмыслицу? И не поступает ли автор «Психофизиологии» подобным образом, когда отрицает у человека наличие свободной воли или спонтанности на том основании, что эта отличительная особенность высшей психической деятельности отсутствует в тех элементах, которые он проанализировал?»
