Да, это движение; но не «молекулярное» движение, к каковому выводу пытается склонить нас автор. Движение как ВЕЛИКОЕ ДЫХАНИЕ (см. «Тайную доктрину», т. I) — а следовательно и «звук», сопутствующий ему, — вот что является основой космического движения. Оно безначально и бесконечно; это единая вечная жизнь, основа и генезис субъектной и объектной вселенной, ибо ЖИЗНЬ (или Бытийность) есть источник и начало существования или бытия. Но молекулярное движение — лишь самое низшее и материальное его конечных проявлений. И если всеобщий закон сохранения энергии приводит современную науку к заключению, что психическая деятельность представляет собой лишь особую форму движения, то оккультистов он приводит к тому же заключению, но сверх того и к другим вещам, которые психофизиология полностью упускает из виду. И если последняя только в этом веке открыла, что психическое (можно даже сказать и духовное) действие подчиняется тем же общим и неизменным законам движения, что и любое другое явление, проявленное в предметном царстве Космоса; и что как в органическом, так и в неорганическом (?) мире каждое проявление, будь то сознательное или бессознательное, представляет собою результат совместного действия многих причин, то для оккультной философии это всего лишь азбука её науки. «Весь мир — в сваре; свара же это сам дух» — ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ, или движение, как говорят древние книги индусской оккультной философии. «Самый правильный перевод слова „свара“ — поток жизненной волны», — считает автор статьи «Тончайшие силы природы»*, а далее поясняет:
«Именно это волновое движение является причиной эволюции недифференцированной космической материи в дифференцированную вселенную… Откуда же исходит это движение? Это движение — сам дух. Слово атма[мировая душа], используемое в книге [см. ниже], само несёт в себе идею вечного движения, происходя от корня «ат» — вечное движение; и важно отметить, что корень «ат» связан с такими корнями, как «ах» (дышать), будучи просто иной его формой, и «ас» (бытие). Все эти корни в основе своей имеют звук, возникающий при дыхании животных [живых существ]… Первичное течение жизни-волны — это то, что у человека принимает форму непроизвольных движений вдоха и выдоха, производимых легкими, и именно это есть всепроникающий источник эволюции и инволюции вселенной…»
__________
* См. в «Теософисте», vol. IX, февраль 1888 г., с. 275, статью Рама Прасада, президента мийрутского Теософического Общества. В оккультной книге, которую он цитирует, говорится: «Это свара придала форму первым скоплениям различий во вселенной; свара — причина эволюции и инволюции; свара есть сам Бог, или точнее — Великая Сила (Махешвара). Свара — это проявление того воздействия на материю, которое производит сила, известная человеку как „самопознающая сила“ [ментальное и психическое сознание]. Нужно понять, что действие этой силы никогда не прекращается. Это … неизменное существование», и именно это и есть «движение» с точки зрения ученых, или вселенское Дыхание Жизни у оккультистов.
Вот сколько информации о движении и «сохранении энергии» можно извлечь из древних книг по магии, написанных за века до появления современной индуктивной и точной науки. И разве больше, чем эти книги, может сказать последняя, например, о животном механизме, когда заявляет:
«От видимого атома до небесного тела, затерянного в пространстве, всё подвержено движению… поддерживаемые на определенном расстоянии друг от друга в соответствии с тем движением, которое их оживляет, молекулы представляют постоянные соотношения, утрачиваемые лишь при добавлении или вычитании определенного количества движения.»*
__________
* «Животная машина: перемещение наземное и воздушное», трактат, написанный Э. Ж. Марэем, профессором Французского колледжа и членом Медицинской академии. (E. J. Marey, «La Machine animale: locomotion terrestre et aerienne», Paris, 1873).
Но оккультизм говорит больше, чем это. Признавая в движении на материальном плане и в сохранении энергии два фундаментальных закона (или, скорее, два аспекта одного и того же вездесущего закона — свары), он решительно отрицает, что они имеют какое-то отношение к свободной воле человека, которая относится к совершенно иному плану. Автор «Общей психофизиологии», говоря о своем открытии того, что психическое действие — это всего лишь движение, являющееся результатом действия многих причин, замечает, что раз это так, то не может быть никаких дальнейших дискуссий о спонтанности, то есть о каких-то врожденных внутренних склонностях, создаваемых организмом человека, а затем добавляет, что всё вышеизложенное должно положить конец любым заявлениям о свободе воли! Оккультист отрицает такой вывод. Действительный факт психической (а мы говорим — манасической, или нусической)индивидуальности человека является уже достаточным аргументом против этого предположения; ибо, будь оно верным (то есть под выражению автора, имела бы место коллективная галлюцинации всего человечества в течение веков), то это сделало бы невозможной и «психическую» индивидуальность.
Под последней мы подразумеваем ту самоопределяющую силу, что позволяет человеку преодолевать обстоятельства. Если поместить полдюжины животных одного вида в одни и те же условия, то их действия будут хотя и не идентичны, но всё же очень похожи; если же поместить полдюжины людей в сходные условия, то их поступки будут столь же различны, как и их характеры, то есть их психические индивидуальности. Но если вместо «психики» назвать это высшей Самосознающей Волей, для которой, как психофизиология уже показала, нет какого-либо специального органа, то как же материалисты свяжут её с каким-либо молекулярным движением? Профессор Джордж Лэдд говорит:
