Теософия (др.-греч. Θεοσοφία) — религиозно-мистическое учение, божественная мудрость, религиозная мудрость, источником которого является мистическая интуиция.
Основателем современной теософии считают А.П. Блаватскую. По ее инициативе в 1875 в Нью-Йорке основано теософское общество. Вскоре его центр переместился в Индию.
Термин «теософия» известный с другой века н. э., когда его стали употреблять неоплатоники: Аммоний Саккас и его ученики, создавшие философскую систему, главной целью которой было примирить все религии, утвердив единый универсальный принцип и общую систему этики, основанной на вечных истинах.
В «Ареопагитиках» термин «теософия» используется как синоним термина «теология». Позже теософию стали противопоставлять богословию (теологии), которое опирается на идею откровения и догматы церкви. Теософией стали называть богопознания через мистический опыт (непосредственное общение с божеством в состоянии экстаза). Точнее: теософия — это такое учение о божестве, которое опирается на субъективный мистический опыт, но, в отличие от чистой мистики, стремится изложить этот опыт в виде связной системы. Когда теософия понимается в таком широком смысле, в нее включают гностицизм, неоплатонизм, каббалу, герметизм, розенкрейцерство.
Чаще используется более узкий смысл слова: тогда теософией называются мистические теории XVI-XVIII веков, которые, как правило, находились за пределами определенной конфессии и церковной христианской традиции в целом. Это теории Якоба Беме, Парацельса, Л.К.де Сен-Мартена, Эмануэля Сведенборга, Фридриха Этингер, Сен-Жермена. Многие теософов (например, Парацельс) предполагали, что теософия включает в себя не только мистический опыт созерцания Божества, но и раскрытие тайн внешней природы и осуществления чудес (тауматургию).
В еще более узком смысле термин «теософия» означает учение, основы и фрагменты которой изложены в работе А.П. Блаватской «Тайная доктрина».
В философии Фридриха Шеллинга термин «теософия» обозначал синтез мистического богопознания и рациональной философии. Теософии он противопоставлял «теософизм» — вид мистицизма, исключающий возможность научного познания. После Шеллинга термин «теософия» употребляли как названия своего мировоззрения Ф.К.фон Баадер, А.Розмини («Teosofia»), Ф.Б.Трентовський («Teosofia wszyskich ludów»).
Под влиянием Шеллинга, в системе Владимира Соловьева появляется термин «свободная теософия». Свободная теософия является целостным знанием — высшим синтезом рационального и эмпирического знания с мистическим знанием. Характеристика «свободная» подчеркивает отличие от традиционной теософии: свободная теософия есть творческий продукт критической мысли, опыта и мистического откровения.