Эта страшная новость быстро облетела Константинополь. Ужас, смущение, гнев объяли сердца друзей Ария, между тем как православные в одну минуту наполнили константинопольские храмы и благодарили Господа, так дивно покаравшего ересиарха и клятвопреступника.
Таков был бесславный и внезапный конец этого человека, который уже двадцать лет наполнял мир христианскою молвою своего имени. Писания Ария погибли; характер его мало нам известен. Целые периоды истории его жизни остались темными. Самое его учение с точностью определить трудно; а его имя сохранило печальную честь служить из века в век позорным именем для всех тех, которые, в безумной дерзости, покушаются оспаривать божественную славу у Спасителя мира и Богочеловека.
Пример страшной кары Божией за отступление от истинной веры Христовой мы находим не только на Арии, но и на других еретиках. Император Валент, когда вступал на престол, принял крещение от еретического (арианского) епископа Евдоксия и поклялся ему всеми средствами преследовать правоверных христиан. Тринадцать лет он царствовал и во все время своего царствования был жестоким гонителем православных. В самой столице – Константинополе православные церкви были заперты, а иные обращены в конюшни. Слух о страданиях правоверных дошел до отдаленных пустынь – и вот на защиту православия выступил высокий подвижник благочестия, преподобный Исаакий. Этот муж, презирая опасности, явился в самую столицу нечестивого Валента и увещевал правоверных стоять твердо за истинную веру Христову. В это время Валент вел войну с готами. Неприятели одержали победу и грозили разрушить уже самую столицу. Тогда Валент собрал новое войско и готовился сам выйти против неприятеля. В то время пред нечестивым царем предстал преподобный Исаакий и смело сказал ему: "Государь! Перестань утеснять православных, отверзи им церкви и Господь добре устроит путь твой пред тобою". Но царь не обратил никакого внимания на его просьбу. На другой день опять явился преподобный к царю, бывшему уже в походе, и сказал: "Государь! Отверзи церкви православным, и брань будет благополучна". Валент еще более озлобился на православных и самого Исаакия подвергнул тяжким побоям. Однако, желая блага Церкви Христовой и самому царю Валенту, преподобный снова предстал пред ним и сказал: "Государь! Послушай меня, перестань гнать православие, и победишь врагов и возвратишься увенчанный славою и честию; за ослушание же и сам погибнешь и все войско свое погубишь". Царь сильно разгневался и велел слугам своим заключить преподобного в темницу с тем, чтобы по окончании войны предать лютой смерти. Тогда Исаакий сказал: "Если ты воротишься с войны, – то я лжец; говорю тебе, что ты побежишь от врагов и огнем погибнешь". И слова преподобного сбылись во всей точности. Войска царские были разбиты; сам Валент был ранен и бросился спасаться бегством. Он хотел спрятаться в сарае с мякиною, но неприятели, узнав об этом, подожгли сарай и царь живым сгорел в огне (30 мая). Вот как грозно карает гнев Божий отступников от православной веры.
История второго Вселенского собора
Арий умер, но ариане остались, и ересь ожила .в новых порождениях своей нечистой силы. .Более и более распространяясь, арианство, наконец, потопило весь Восток, и уже до такой степени расплодилось, что ариане не узнавали друг друга и одни из них считали еретиками других ариан. Они поражали друг друга проклятиями на своих соборах, которые были беспрерывны и многочисленны, и непосредственно из учения Ария возникло до десяти главнейших отраслей, не считая еще других ветвей, которые от этих отраслей рождались. Особенно развилась и шла как бы в параллель с собственным учением Ария ересь Македония. Тот отвергал божество Сына Божия; этот – божество Св. Духа.
Особенно способствовало усилению арианства покровительство императорской власти. Пока еще Константин, сын Константина Великого, был на престоле западной империи, православные находили там убежище от ярости ариан, и самое нерасположение Констанция, императора восточного, к православию еще удерживалось в границах. Но когда умер Констанс, легкомысленный Констанций вполне предался своему увлечению против православной веры, и дал волю арианам. Поразительное описание бедствий этого времени находим у св. Илария, который сам терпел жестокое гонение от ариан. Он писал к Констанцию, против него самого. "Скажу тебе, Констанций, скажу то, что сказал бы Нерону, что сказал бы Декию и Максимину. Ты враг Божий, лютый зверь против Церкви, гонитель святых, ненавистник проповедников Христа, истребитель веры, тиран в делах уже не только человеческих, но и божеских. Но в этом ты еще только сходствуешь с Нероном и с Декием. Но посмотри на твои собственные дела. Ты говоришь, что ты христианин, а ты враг Христу; ты представляешь, что утверждаешь веру, а ты разрушаешь ее, сам живя против веры. Ты раздаешь епископства своим приверженцам; отдаешь под стражу священников; собираешь войска на ужас Церкви, созываешь свои соборы, хочешь и запад совратить в нечестие; ты подводишь мины под города, где живут православные, мучишь их голодом, томишь на холоде, постоянно обманываешь, убиваешь лестию, под видом благочестия истребляешь самую веру".