Лишившись покровительства и благосклонности государственной власти, христианская Церковь потеряла и все права и привилегии, дарованные ей в царствование первых христианских императоров. Так, в силу правительственных распоряжений Юлиана, у церкви были отняты городские и общественные имущества, подаренные ей Константином Великим и его сыновьями, равным образом языческие храмы, с течением времени перешедшие во владение верующих, снова были возвращены прежним их владельцам. Христианский клир был лишен хлебных дач, получаемых им до сих пор из государственной казны, потерял судебную власть во многих делах и право получения в наследство имуществ по духовному завещанию. В то же время епископы вместе с прочими клириками лишены были права пользоваться общественными подводами и привлечены к выполнению общественных повинностей. Язычникам теперь отдано было преимущество при занятии государственных должностей. "Правда, – писал Юлиан, – я не хочу, чтобы галилеяне были убиваемы, несправедливо обижаемы или терпели жестокое обращение без всякой причины, однако, держусь того взгляда, чтобы чтителям богов было отдаваемо преимущество". Когда эдесские христиане обратились к Юлиану с жалобой по поводу отобрания у них церковных имуществ, составлявших в прежние времена городскую собственность, он отвечал с саркастическою усмешкою, что верующие не должны утруждать его своими жалобами, а что им, напротив, следует быть благодарными к нему, так как его распоряжение содействует облегчению их доступа в царство небесное, затрудняемого богатствами. Лишая верующих прав и привилегий, которыми они пользовались как члены благоустроенного общества, делая их уничиженными и презренными в глазах своих языческих подданных, Юлиан тем самым как бы незаметно вооружил против них последних. Возмущение фанатичной языческой черни не замедлило в самом скором времени обнаружиться в г. Гелиополисе. Язычники напали на христианскую церковь, схватили там диакона Кирилла, известного разрушением идолов в царствование Констанция, предали его самым жесточайшим мучениям и в заключение позорным образом умертвили. По свидетельству Созомена той же самой участи подвергалось множество благочестивых девственниц, посвятивших себя на служение Богу. "Жители Гелиополиса, – говорит этот историк – трудно и поверить, если бы рассказывали не современники события, – брали посвященных Богу дев, которых обыкновенно нельзя было видеть народу, и принуждали их стоять без одежды публично и быть позорищем и предметом для поношения всех желающих. Насмеявшись над ними, таким образом, сколько кому хотелось, они потом снимали с них кожу и, рассекши тела их на части, приманивали свиней пожирать их внутренности, а для сего утробу их покрывали свойственною этим животным пищею, чтобы не могли отличать одно от другого и, стремясь к обычной себе пище, они терзали вместе и человеческую плоть". Не меньшие жестокости от фанатичной языческой толпы приходилось теперь христианским обитателям города Арефузы, в Сирии, при подошве Ливана. Языческое население этого города в сильнейшей степени было возбуждено против тамошнего епископа Марка, за то, что он, по свидетельству св. Григория Богослова и Созомена, при императоре Констанции разрушил одно обширное и весьма уважаемое капище и многих язычников обратил ко Христу. Ссылаясь на императорский эдикт, они обратились теперь к св. Марку с решительным требованием, чтобы он или сам восстановил из развалин разрушенное им языческое святилище, или, по крайней мере, дал деньги на его восстановление. Святитель отвечал решительным отказом на требования языческой черни и остался непоколебим в своем намерении даже и в том случае, когда язычники, желая одержать над ним один вид победы, постоянно уменьшали требуемую от него денежную сумму, необходимую на постройку разрушенного им капища, и довели последнюю до ничтожества. Видя против себя усиливающееся враждебное движение фанатичной языческой черни, св. Марк решился было спасти свою жизнь бегством, следуя известной заповеди Спасителя, повелевающей уклоняться от гонителей, но вскоре, узнав, что этим самым он подвергает в большую опасность многих из своей паствы, немедленно возвратился в город, добровольно отдал себя в руки разъяренных язычников, с удивительным мужеством и терпением перенося жесточайшие пытки и мучения, которым не замедлила подвергнуть его фанатичная языческая чернь. "Каких здесь не было ужасов, – замечает св. Григорий Богослов, описывая страдания престарелого святителя, – каких не придумано жестокостей!" Среди жесточайших побоев, обид и оскорблений язычники повели св. Марка чрез весь город в сопровождении языческого населения Арефузы. тут были, по словам Григория Богослова, все языческие жители города – мужчины и женщины, юноши и старцы, люди, отправлявшие городские должности и украшенные почестями. Все они усиливались превзойти друг друга наглостию против старца, все считали делом благочестия нанести ему как можно более зла и победить престарелого подвижника, боровшегося с целым городом, влекли его по улицам, сталкивали в нечистые ямы, тащили за власы, секли, били и покрыли ранами все его члены, так что не осталось ни одной части тела, над которою бы не поругались и которой бы не терзали нечестивцы. Дети поднимали вверх тело доблестного страдальца на железных остриях, как игрушку, бросали его друг в друга и перехватывали, уши резали тонкими и крепкими нитками. Когда же все тело святителя покрылось ранами, арефузцы намазали его медом и рыбьим жиром и, положив в корзину, повесили на дерево среди страшного зноя сирийского солнца, чтобы предоставить его таким образом в жертву пчелам и осам. Но и среди таких жесточайших страданий доблестный святитель остался непоколебимым и наотрез отказался исполнить требования языческой черни, противные чистоте его христианских убеждений. Напротив, находясь в таком мучительном положении, св. Марк имел еще мужество произнести следующие знаменательные слова, обращаясь к своим мучителям: "Это прекрасное предзнаменование, что я вижу себя на высоте, а вас внизу, на земле. Я высок, вы же, как видно, низки и ходите по земле, из этого можно заключить, что после будет со мною и с вами".
Рассказы из истории христианской Церкви
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174