Точно так же неблагосклонно относился Юлиан и к другим православным епископам, особенно к тем из них, которые отличались своею ревностию к вере и пользовались любовию и уважением своих пасомых. Таких епископов он старался обвинять в смутах и употреблял все усилия для того, каким бы то ни было способом уронить их авторитет в глазах верующих.
Прикрываясь маскою веротерпимости, Юлиан наравне с разного рода еретиками оказывал очевидное покровительство иудеям. Ожесточенная неприязь и раздражение иудеев ко всему, носящему христианское имя, особенно после притеснений, испытанных ими в правление первых христианских императоров, была настолько сильна, что не могла не возбуждать в душе Юлиана надежды воспользоваться этою ненавистью для ослабления христианства. Насколько сильно и ожесточено было раздражение иудеев против верующих, в этом Юлиан мог наглядно убедиться, когда они в сообществе с язычниками чуть не пред его глазами жгли христианские церкви в Александрии, Дамаске и других городах. До нас сохранилось послание Юлиана в форме письма вскоре по вступлении его на императорский престол, отправленное к иудейской общине, находившейся в рассеянии. В нем император выражает чувство сожаления к несчастиям и притеснениям, испытанным иудеями в правление первых христианских императоров, восхваляет их твердость в вере, обещает им свою защиту и покровительство и выражает надежду, по возвращении из персидского похода, принести вместе с ними жертву Иегове в Иерусалиме. Наконец, в силу указанного эдикта, Юлиан освободил иудеев от всех притеснительных налогов и пошлин, которыми они были обременены в правление первых христианских императоров. Но этим еще не ограничились его благодеяния к народу иудейскому и он не замедлил в непродолжительном времени дать им дозволение возвратиться в свое отечество и снова восстановить из развалин разрушенный храм иерусалимский. Главным побуждением для Юлиана в этом случае служило исключительно его желание опровергнуть и унизить пророчество Иисуса Христа о разрушении и вечном запустении св. города и храма и отнять у верующих одно из важнейших доказательств истинности их религии. Развалины и запустение, в котором долгое время находилось национально-иудейское святилище, равно как и вся историческая судьба иудейского народа со времени разрушения последнего служили одним из очевидных доказательств божественного достоинства христианства. Отсюда восстановление Юлианом иерусалимского храма и национально-иудейского богослужения клонилось к тому, чтобы показать несостоятельность пророчеств Иисуса Христа, привести верующих в смущение, а иудеям придать новые силы и мужество для борьбы с христианами и осмеянию последних. Юлиан не только дозволил иудеям возвратиться в свой город и восстановить храм в прежнем его блеске и великолепии с национально-иудейским богослужением, но и отпустил для этого из государственной казны значительные денежные суммы. Заведывание всеми строительными работами при сооружении нового здания, по распоряжению императора, было поручено одному из его приближенных друзей, по имени Алипию, облеченному по этому случаю чрезвычайными полномочиями. Желание восстановить во всем блеске и великолепии свое разрушенное национальное святилище во все времена составляло господствующую страсть в душе сынов Израиля, и потому они спешили воспользоваться благоприятными обстоятельствами для осуществления своей заветной мечты. Ободренные благосклонностию и покровительством государственной власти, иудеи многочисленными толпами не замедлили устремиться в св. город своих отцов, посещение которого им было строго воспрещено со времен императора Адриана, и с фанатическою ревностию приступили к великому религиозно-национальному делу в полной надежде увидеть скорое наступление Мессианского царства и исполнение всех пророчеств и обетований. Древние церковные историки в чрезвычайно живых чертах изображают необыкновенное воодушевление и ревность, с какою иудеи принялись за осуществление своего заветного плана. Сыны Израиля соперничали друг с другом в щедрости пожертвований на такое великое национально-религиозное предприятие. По свидетельству бл. Феодорита, многие из них продавали свои золотые и серебряные сосуды и отдавали вырученные деньги на расходы по постройке храма, или же переделывали их в лопаты и заступы, не находя более металла столь драгоценного, который был бы приличен для сооружения дома Иеговы. Мужчинам соревновали женщины, не щадившие ни своих нежных рук, ни дорогих одежд для ношения камней и земли, необходимых при сооружении храмового здания. Наравне с иудеями и многие из язычников принимали деятельное участие в работах, поступая, таким образом, конечно, не из чувства расположения к сынам Израиля, а единственно из ненависти к христианам. Одушевленные надеждами на счастливый успех своего предприятия и видя для себя в лице Юлиана нового Кира, иудеи гордо поднимали свою голову и в высшей степени дерзко и надменно стали обходиться с иерусалимскими христианами. Последние сначала пришли было в сильнейшее смущение, но затем, вследствие настойчивых убеждений своего епископа св. Кирилла, успокоились в полной надежде, что Промысл не допустит исполниться нечестивому предприятию иудеев и сохранит нерушимую достоверность пророчеств касательно вечного запустения Иерусалима и храма. Надежды иерусалимских верующих не замедлили исполниться в самом непродолжительном времени. Ни могущество и всесильное покровительство языческого императора, ни фанатичная ревность сынов Израиля не в силах были восстановить дело, разрушенное божественным приговором. Как скоро площадь, на которой стоял древний храм, была очищена от мусора и камней, были выкопаны рвы, и работники готовились выводить фундамент для нового здания, не замедлили явиться непреодолимые препятствия к продолжению постройки храма. Выкопанная земля обратно осыпалась большими массами в только что выведенные рвы и мешала работать. В то же время сильнейшая буря развеяла строительные материалы, приготовленные иудеями для сооружения своего святилища. Все эти препятствия, однако, не в состоянии были ослабить фанатичную ревность иудеев, и они с новою энергиею продолжали начатое дело, как внезапно произошло сильное землетрясение, и вырывавшиеся из земли огненные клубы стали опалять рабочих и истреблять все строительные материалы. Несмотря на очевидную опасность, угрожающую работникам страшным подземным огнем, сыны Израиля в своей необычайной ревности и тут не хотели прекратить начатых работ. Подобравши трупы своих обожженных и изувеченных соотечественников, они несколько раз с свежими силами принимались за работу и снова вырывавшееся из земли с страшною силою пламя истребляло целые массы упрямых работников. В то же самое время знамение креста на небе на всех окружавших предметах и одеждах работников, как иудеев так и язычников, занимавшихся сооружением храма, очевидно, показывало неблаговоление Божие нечестивому предприятию и полнейшее торжество христианства над коварными кознями и злоухищрениями его ожесточенных врагов. Все эти необычайные знамения, беспрерывно повторяющиеся, наконец сломили удивительное упрямство и ревность иудеев к восстановлению своего национального святилища, и они в ужасе бросили начатое предприятие.