Рассказы из истории христианской Церкви

Имена многих мучеников, конечно, остались для нас неизвестны. Во Фригии был сожжен целый город, в котором жило множество христиан; в Египте, Палестине мученики считались тысячами. Правда, со второго века велись списки, или так называемые диптихи (памятники), в которых записывались имена страдальцев за веру; но большая часть этих списков была сожжена вместе с другими книгами. Огромное множество церковных книг было истреблено огнем, хотя христиане тщательно скрывали их, с опасностью для жизни. Выдавший язычникам церковные книги считался предателем и подвергался отлучению от Церкви. Один африканский епископ, которого понуждали выдать священные книги, вместо их дал другие книги, которые были сожжены. Но христианское общество негодовало за этот поступок, считая, что епископ должен был скорее согласиться умереть, чем обманом спасти вверенное ему сокровище.

Язычники не могли надивиться необычайной твердости духа, которую везде являли христиане. Они уже были так многочисленны, что легко было бы им силою воспротивиться гонению. Легко было бы им, восставши, даже довести до гибели Римскую империю, обширную, но ослабленную смутами и междоусобиями. Но такая мысль была далека от христиан; они не были бы достойны этого имени, если бы вздумали силою отражать насилия врагов. Источником их непоколебимого мужества была полная покорность Богу, побуждавшая их все переносить, сохраняя до конца сокровище, которое было для них дороже жизни – веру; самую же жизнь они отдавали без сопротивления и ропота. Их сила состояла в их нравственном превосходстве, в святой истине, которая должна была, наконец, восторжествовать. Но, как видно, язычники долго не могли понять той непоколебимой силы, которая заключалась в христианской вере; ибо после нескольких лет гонения Диоклетиан уже торжествовал победу над нею, велел выбить медаль в память истребления христиан, и в Испании поставить два столба с надписью: "Диоклетиану Иовиану и Максимиану Геркулу за то, что распространили на Востоке и Западе Римскую империю и истребили имя христиан, врагов государства". Но христианская вера была далеко не побеждена; напротив, она как будто черпала новые силы в самом гонении и все более и более распространялась.

Читать  Диалоги

Между тем, готовилась важная перемена в государстве, и она отозвалась и на участи христиан. В 305 году Диоклетиан и Максимиан отказались от престола. Галерий стал императором на Востоке, а Максимин Даия, племянник его, цезарем; а на Западе Констанций Хлор получил императорскую власть, которую разделил с цезарем Севером. Тогда на Западе совсем прекратилось гонение; оно и прежде было слабо в тех областях, которыми правил кроткий Констанций Хлор, ибо он любил и уважал христиан. Рассказывают о нем, что однажды, желая испытать придворных своих, он объявил, что не может держать при себе христиан, и что те из них, которые пожелают сохранить свои должности, должны отречься от веры. Некоторые это сделали, предпочитая вере мирские выгоды; но большая часть решилась оставить службу. Этих-то последних Констанций и удержал при себе, а тех отпустил, говоря, что царь не может положиться на служителей, которые неверны Богу.

Гонение на краткое время как будто смягчилось несколько и на Востоке; правители и судьи провозгласили, что цари, желая оказать милосердие подданным своим, отменяют смертную казнь за исповедание христианской веры. Стали отсылать христиан на работу в рудники, выжигая им сперва правый глаз и подрезывая жилу в ноге; и это страшное изувечение уже казалось милостию после прежних ужасных гонений.

Читать  Иудейские древности

Но жестокий Галерий и племянник его, который, как и он, ненавидел христиан, не могли долго довольствоваться этим; они вскоре возобновили гонение, и оно опять без остановки свирепствовало несколько лет сряду. Мученическую смертию увенчались самые уважаемые предстоятели церквей. В Александрии скончался святой епископ тмуитский Филей, давно содержимый в тюрьме. Филей был уважаем всеми за мудрость свою и за благотворительность; он был богат и употреблял все имение свое на вспоможение бедным. Префект или губернатор города долго увещевал его совершить жертвоприношение богам. "Не сделаю этого, – говорил с твердостию святой епископ, – ибо в Писании сказано: "Истребится тот, кто приносит жертву иному, кроме Бога единаго". – "Какие жертвы угодны Богу твоему?" – спросил префект. "Сердце чистое, чувства искренние, слова истины приятны Богу", – отвечал Филей.

Префект не мог понять, чтобы почитали Богом Христа распятого.

"Он распялся за наше спасение, – сказал Филей, – притом знал, что должен быть распят и терпеть поношение, и, однако, предал себя, чтобы все вытерпеть за нас.

Священные Писания предсказали это о Нем, – те Писания, которые иудеи имеют и не исполняют. Кто хочет, пусть идет и смотрит, так ли это".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *