В юных еще летах святая Параскева осиротела. Родители ее отошли ко Господу, но ей оставили после себя богатое наследство – и вещественное – большое имение, и – главное – духовное, воспитав ее в строгом благочестии христианском и хорошо научив святой вере и хранению заповедей Господних. И вот прекрасный плод такого воспитания и научения: пришедши в совершенный возраст и сделавшись полною распорядительницею своего богатства, юная дева не поступает так, как многие поступили бы и обыкновенно поступают в подобном ее положении: не стала она употреблять свое имущество на какие-нибудь свои прихоти, на драгоценные наряды, на роскошные пиры, на разные забавы и увеселения, на прием и угощение многочисленных поклонников, которые, пленяясь богатством и красотою ее, искали руки ее. Нет, она захотела быть верною подражательницею вере и делам своих благочестивых родителей, и стала употреблять свое богатство на одеяние нагих, пропитание алчущих, призрение сирых и странных, вообще на дела любви и милосердия к ближним; всех же искателей брачного союза с ней она пренебрегала и уневестила себя единому бессмертному Жениху – Христу, возжелав жить ради Его одного, в чистоте и непорочности, в праведности и преподобии, дабы наследовать жизнь вечную.
Видя в своем городе господствующим еще неверие и нечестие языческое, смотря, как большею частию сограждане ее поклонялись еще бездушным идолам, не ведая и не хотя ведать единого, живого и истинного Бога, Творца неба и земли, святая Параскева воспламенилась ревностию и возжелала быть исповедницею святой веры пред людьми и проповедницею им святейшего имени Христова. И вот, она дерзновенно является в собрании своих сограждан с проповедью евангелия, небоязненно обличает суету бездушных идолов и заблуждение язычества и убеждает их познать истину и уверовать в Господа Иисуса Христа. Многие из них, внимая словам ее, силою благодати Божией растворенным, сделались христианами, и спасены таким образом святою исповедницею от погибели в жизнь вечную.
Но не все из внимавших проповеди Параскевы о Христе распятом слушали ее охотно и веровали, были и такие, которые глумились над нею и поносили ее. Нашлись и такие, которые ее, как презрительницу отеческих богов и нарушительницу царских повелений, проповедницу ненавистного язычникам и запрещенного имени, схватили и ввергли в темницу, а потом и предали мучителю, нарочито присланному в ту страну царем Диоклетианом. Таким образом, св. Параскеве дано было от Господа Иисуса "не точию еже веровати в Него, но и по Нем страдати" (Фил. 1, 29). И тяжки были эти страдания, дивно и терпение св. мученицы. Когда она приведена была на нечестивое судилище, то благодать Духа Святого так явно осенила ее, что лицо ее сияло особенным светом и все видевшие ее дивились сему. Мучитель хотел сперва льстивыми словами склонить св. деву к отречению от Христовой веры и убедить поклоняться идолам. Он предлагал ей сделаться даже супругою его и участницею с ним во всех благах мира сего. Но святая с твердостью отвечала на льстивые речи мучителя: "Я христианка и раба Христова. Имею себе жениха на небе Иисуса Христа, иного же мужа не требую". Тогда мучитель повелел разодрать на ней одежды и нещадно бить ее бичами. Ни одного вопля болезненного не испустила святая, терпя это мучение, а лишь сердцем взывала ко Христу, прося его помощи в муках. Мучитель еще пытался одолеть ее твердость и уговорить к отступлению от веры, но она ничего не отвечала на все его льстивые слова. Разъяренный мучитель дал приказ повесить святую на древе и железными когтями строгать ребра ее и раны растирать жесткою щеткою, пока плоть ее была содрана до костей. Безгласную и едва живую сняли мученицу с древа и ввергли в темницу, думая, что она уже не выйдет оттоле живою. Но в полночь явился ей там ангел Господень, держа в руках своих орудия страстей Христовых: крест, терновый венец, копие, трость, губу и, отерши губою раны ее, сказал ей: "Восстани, девица, страстей Христовых общница, исцеляет тебя Христос Господь". И встала святая Параскева здравою и исцеленною от всех ран своих, и облобызала орудия страстей Христовых, славя Бога.
Утром темничные стражи были изумлены, увидав мученицу не только живою, но и здоровою и целою, и привели ее к мучителю, тоже удивленному этим явным чудом и знамением силы Бога христианского. Казалось бы, следовало ему уверовать после этого в сего истинного Бога, как уверовало при сем множество из народа, видевшего совершившееся с мученицею чудо. Но ожесточенное и ослепленное неверием и нечестием сердце его неспособно было прозреть и при таком ярком сиянии света истины веры Христовой. Он приписал это чудо силе не христианского Бога, а лживых богов языческих, помиловавших и исцеливших будто бы святую для того, чтобы она, наконец, признала их и поклонилась им, отвергшись веры во Христа. Посему он повелел проводить мученицу в идольский храм, наполненный идолами, дабы там она принесла им скверную жертву. Вошла святая в капище, но вместо того, чтобы принести жертву идолам, призвала всесвятое имя Господа Иисуса Христа, и силою сего имени мгновенно пали все идолы и разбились в прах. "Велик Бог христианский!" – воскликнуло тогда множество народа. Но жрецы идольские и мучитель не вразумились и этим чудом. Святая предана была новым мучениям. Ее повесили на древе и свечами опаляли ребра ее. Наконец, было дано повеление отсечь ей голову.