Рассказы из истории христианской Церкви

Иустина с восторгом узнала об этих переменах, особенно об обращении Киприана. Сердце ее еще глубже прониклось религиозным чувством; она обрезала свои длинные волосы, продала все убранства, все приданое, отказалась от всего, чтобы всецело прилепиться к единому Иисусу Христу. Она поступила в число дев, посвященных Богу; все верующие оказывали глубокое уважение благородной и молодой девственнице.

А кротость Киприана была так велика, что, для подавления в себе последнего остатка гордости, он настоятельно просил и получил позволение отправлять в церкви самые низкие или скромные службы. Однако ж, личные таланты и добродетель приобрели ему общее уважение и доверие, и его возвели на самую высшую степень священства и после епископа Анфима он управлял церковию в родном городе своем. Это было как раз во время жестокого гонения, воздвигнутого на церковь Галерием.

Посреди жестокостей, способных вызвать отступничество, Киприан поддерживал и мужество верующих энергическими письмами и всеми другими средствами, какие внушала ему пламенная ревность по вере. С своей стороны Иустина также обнаруживала живость своей веры. Комит Евтолмий, присланный в Антиохию, велел арестовать их обоих: неустрашимые исповедники были окованы цепями и приведены в Дамаск. "Ты ли, – спросил Евтолмий Киприана, – тот учитель христианский, который, после того, как сам обратил многих к богам, теперь обольщаешь их словом и ставишь Распятого выше бессмертных?" Киприан отвечал на это кратким изложением своей жизни и увещаниями судье, подобно ему, признать тщету идолов и воздать славу Богу истинному. Соединенные верою, одушевленные единым чувством, Киприан и Иустина не послушались нечестивого приказания – поклониться богам. Тогда епископа стали раздирать железными крюками и когтями, а Иустину жестоко били плетьми два палача. Вместо жалоб, она произнесла следующие слова: "Слава Тебе, Боже мой, что Ты нашел меня угодною Тебе, удостоив меня претерпеть ради Тебя эти мучения". Палачи истомились, мученица была бодра; казнь остановили с тем, чтобы возобновить ее в скором времени уже в другом виде.

Читать  Танах

И, действительно, мученики брошены были в темницу, потом приведены к судье, которому казалось, что они ослабевают в вере. Но все строгие допросы и угрозы его не могли поколебать тех, кого не поколебали мучения. "Я очень счастлив, – сказал Киприан, – что этими страданиями могу купить вечные блага". – "Так я увеличу твои страдания, – возразил судья, – если они могут приобресть для тебя небо". И он приказал бросить мучеников в медный котел, где кипели под сильным огнем смола, жир и воск. Иустина задрожала при первой встрече с страшною казнью; но мужественный епископ поддержал ее своим словом и примером. Она начертала на своем челе крестное знамение и вступила в разгоряченный котел. Мученики славили Бога с полною свободою духа и забвением боли.

Евтолмий присутствовал при этом и думал, что это видимое нечувствие мучеников к боли происходит от какой-либо магической силы, которую решился преодолеть. Был у него друг, идольский жрец, исправлявший также должности судейские; он захотел сам испробовать пытку, назначенную судьею. Афанасий (имя жреца) призвал своих богов и, полагаясь на некоторые предзнаменования, приблизился к костру и вступил на огонь. Пламя тотчас охватило его и он тут же сгорел. Евтолмий ужаснулся и, призвав Теренция, своего родственника, сказал: "Что мне благоразумный Теренций; нечего бороться с очевидностию: Бог христианский непобедим. Пошли их к императору и сообщи обо всем, что делал с ними". Совет был исполнен. Мученики отправлены в Никомидию, где был тогда Диоклетиан. В особом письме Евтолмий описывал все дело мучеников и все мучения, каким подвергал их. Пробежав представленное ему письмо, император, без всякой другой справки, определил: "Киприан, учитель антиохийский, и девица Иустина, преданные безрассудной секте христиан и презирающие жизнь для своего Бога, подлежат казни – усечению мечом".

Читать  Правила святых апостолов и святых вселенских соборов

Киприан и Иустина приведены были на берег реки, протекавшей у городских ворот. Они попросили дать им несколько минут для молитвы. Киприан выразил желание быть казненным после Иустины с тою, конечно, целью, чтобы в решительную минуту поддерживать, когда бы то нужно было, ту, которую считал своею материю по вере. Желание его не было отвергнуто; пред ним усечена голова Иустины, и он воскликнул: "Слава Тебе, Боже!" Затем скончался и сам под мечом палача. Христианин, по имени Феоктист, который, видя мучеников, ведомых на казнь, выражал Киприану знаки своего сочувствия и уважения, был также схвачен, осужден и тут же обезглавлен.

В Иконии в это же время пострадала св. мученица Параскева.

Параскева родилась от родителей благородных и богатых, а вместе и благоверных и благочестивых. Родилась она в пятницу – день, посвящаемый, как известно, Церковию воспоминанию спасительных страстей и живоносной смерти Христа Спасителя. Почитая этот день постом, молитвами и милостынею, родители святой Параскевы захотели почтить его на этот раз еще и тем, что новорожденную дочь свою назвали сим именем – Параскевою, т. е. на нашем языке Пятницею.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *