Иустина с восторгом узнала об этих переменах, особенно об обращении Киприана. Сердце ее еще глубже прониклось религиозным чувством; она обрезала свои длинные волосы, продала все убранства, все приданое, отказалась от всего, чтобы всецело прилепиться к единому Иисусу Христу. Она поступила в число дев, посвященных Богу; все верующие оказывали глубокое уважение благородной и молодой девственнице.
А кротость Киприана была так велика, что, для подавления в себе последнего остатка гордости, он настоятельно просил и получил позволение отправлять в церкви самые низкие или скромные службы. Однако ж, личные таланты и добродетель приобрели ему общее уважение и доверие, и его возвели на самую высшую степень священства и после епископа Анфима он управлял церковию в родном городе своем. Это было как раз во время жестокого гонения, воздвигнутого на церковь Галерием.
Посреди жестокостей, способных вызвать отступничество, Киприан поддерживал и мужество верующих энергическими письмами и всеми другими средствами, какие внушала ему пламенная ревность по вере. С своей стороны Иустина также обнаруживала живость своей веры. Комит Евтолмий, присланный в Антиохию, велел арестовать их обоих: неустрашимые исповедники были окованы цепями и приведены в Дамаск. "Ты ли, – спросил Евтолмий Киприана, – тот учитель христианский, который, после того, как сам обратил многих к богам, теперь обольщаешь их словом и ставишь Распятого выше бессмертных?" Киприан отвечал на это кратким изложением своей жизни и увещаниями судье, подобно ему, признать тщету идолов и воздать славу Богу истинному. Соединенные верою, одушевленные единым чувством, Киприан и Иустина не послушались нечестивого приказания – поклониться богам. Тогда епископа стали раздирать железными крюками и когтями, а Иустину жестоко били плетьми два палача. Вместо жалоб, она произнесла следующие слова: "Слава Тебе, Боже мой, что Ты нашел меня угодною Тебе, удостоив меня претерпеть ради Тебя эти мучения". Палачи истомились, мученица была бодра; казнь остановили с тем, чтобы возобновить ее в скором времени уже в другом виде.
И, действительно, мученики брошены были в темницу, потом приведены к судье, которому казалось, что они ослабевают в вере. Но все строгие допросы и угрозы его не могли поколебать тех, кого не поколебали мучения. "Я очень счастлив, – сказал Киприан, – что этими страданиями могу купить вечные блага". – "Так я увеличу твои страдания, – возразил судья, – если они могут приобресть для тебя небо". И он приказал бросить мучеников в медный котел, где кипели под сильным огнем смола, жир и воск. Иустина задрожала при первой встрече с страшною казнью; но мужественный епископ поддержал ее своим словом и примером. Она начертала на своем челе крестное знамение и вступила в разгоряченный котел. Мученики славили Бога с полною свободою духа и забвением боли.
Евтолмий присутствовал при этом и думал, что это видимое нечувствие мучеников к боли происходит от какой-либо магической силы, которую решился преодолеть. Был у него друг, идольский жрец, исправлявший также должности судейские; он захотел сам испробовать пытку, назначенную судьею. Афанасий (имя жреца) призвал своих богов и, полагаясь на некоторые предзнаменования, приблизился к костру и вступил на огонь. Пламя тотчас охватило его и он тут же сгорел. Евтолмий ужаснулся и, призвав Теренция, своего родственника, сказал: "Что мне благоразумный Теренций; нечего бороться с очевидностию: Бог христианский непобедим. Пошли их к императору и сообщи обо всем, что делал с ними". Совет был исполнен. Мученики отправлены в Никомидию, где был тогда Диоклетиан. В особом письме Евтолмий описывал все дело мучеников и все мучения, каким подвергал их. Пробежав представленное ему письмо, император, без всякой другой справки, определил: "Киприан, учитель антиохийский, и девица Иустина, преданные безрассудной секте христиан и презирающие жизнь для своего Бога, подлежат казни – усечению мечом".
Киприан и Иустина приведены были на берег реки, протекавшей у городских ворот. Они попросили дать им несколько минут для молитвы. Киприан выразил желание быть казненным после Иустины с тою, конечно, целью, чтобы в решительную минуту поддерживать, когда бы то нужно было, ту, которую считал своею материю по вере. Желание его не было отвергнуто; пред ним усечена голова Иустины, и он воскликнул: "Слава Тебе, Боже!" Затем скончался и сам под мечом палача. Христианин, по имени Феоктист, который, видя мучеников, ведомых на казнь, выражал Киприану знаки своего сочувствия и уважения, был также схвачен, осужден и тут же обезглавлен.
В Иконии в это же время пострадала св. мученица Параскева.
Параскева родилась от родителей благородных и богатых, а вместе и благоверных и благочестивых. Родилась она в пятницу – день, посвящаемый, как известно, Церковию воспоминанию спасительных страстей и живоносной смерти Христа Спасителя. Почитая этот день постом, молитвами и милостынею, родители святой Параскевы захотели почтить его на этот раз еще и тем, что новорожденную дочь свою назвали сим именем – Параскевою, т. е. на нашем языке Пятницею.