Поликарп, произнося эти слова и еще другие, исполнился уверенности и веселия; лицо его просияло. Убитым казался не он, а скорее проконсул, который не мог скрыть своего удивления. Чтобы выиграть время, он три раза посылал провозвестника своего повторять среди амфитеатра: "Поликарп признает себя христианином". При каждом провозглашении толпа евреев и язычников, живших в Смирне, приходила в ярость и кричала: "Это – учитель нечестия, это – отец христиан, истребитель богов наших; тот, который учит не приносить жертв, не чтить богов!" Они с воплем призывали азиарха (распорядителя зрелищ) Филиппа и просили выпустить на Поликарпа льва, но Филипп отвечал, что сделать сего нельзя, потому что зрелище зверей уже окончено. Тогда все начали кричать: "Сжечь Поликарпа живым!" Пророчество его, после видения, что будет сожжен живым, должно было исполниться.
Едва народ произнес слова эти, как побежали в склады и в бани за дровами. Евреи казались ревностнее и торопливыми более обыкновенного. Костер был готов. Поликарп снял мантию, развязал пояс и старался снять обувь. Обыкновенно, он этого сам никогда не делал, а каждый из верующих стремился оказать ему эту услугу, чтобы только иметь случай прикоснуться к телу его, потому что, по святости своей, Поликарп еще до мученичества своего был исполнен всяких благ. Поликарпа, окруженного всеми орудиями казни, хотели было пригвоздить на костре, но он сказал:
"Не беспокойтесь. Тот, Кто дает мне силу претерпеть огонь, подаст мне и на то, чтобы остаться неподвижным без пригвождения".
Его не пригвоздили, а только привязали. Поликарп с руками, связанными за спиною и скованными, походил на агнца, избранного в жертву, благоприятную Богу. Тогда, подняв глаза к небу, сказал он: "Господи Боже Всемогущий! Отче возлюбленного Сына Твоего Иисуса Христа, научившего нас познать Тебя! Боже ангелов, властей, всей твари и всего сонма праведных, живущих пред Тобою! Благодарю, что, включив меня в число мучеников, Ты удостоил меня ныне быть причастником чаши Христа Твоего, на воскресение в жизнь вечную души моей и тела в нетлении, дарованном Духом Святым! Да буду же сопричтен к числу мучеников, как жертва благоприятная, избранная по предопределению Твоему, которое изрек мне, а ныне исполняешь, о Боже истинный, не знающий неправды! Славлю Тебя за все, благословляю и прославляю со предвечным Иисусом Христом, возлюбленным Сыном Твоим, Которому со Святым Духом слава ныне и присно и во веки веков. Аминь!" Когда Поликарп окончил молитву и сказал "аминь", то служители зажгли костер. Огромное пламя немедленно запылало, но в то же самое время увидели мы великое чудо, – мы все, удостоившиеся быть свидетелями мученичества и которым препоручено было возвестить оное прочим. Пламя изогнулось как бы в пещи или скорее вздулось, как ветрило от напора ветра и облекло мученика как бы сиянием. Среди пламени тело его не походило на плоть, которую жарят, а скорее на пекущийся хлеб, на золото или на серебро в горниле. Все мы чувствовали запах, походивший на ладан или другое драгоценное благовоние.
Зрители, раздраженные тем, что тело Поликарпа не горит, требовали от палачей, чтобы пронзили его оружием. Те повиновались. Немедленно увидели мы вылетевшего голубя, а из тела вытекло столько крови, что она совершенно угасила огонь. Народ был поражен этим и увидел различие между неверующими и избранными.
Враг праведных, в зависти и злобе своей, видя дивного мученика сего добродетель, в которой подвизался святитель с юности своей, венец бессмертия, им заслуженный, и награду, его ожидавшую, решился воспрепятствовать нам сберечь остатки тела Поликарпа, которые многие желали бы взять. Диавол внушил Никите, отцу Ирода, и брату его Алкису просить проконсула не давать тела мученика на погребение. "Христиане готовы, – говорили они, – оставя своего Распятого, поклоняться ему". Говорили же это по внушению евреев, заметивших, что мы хотим взять тело из огня. Они не понимали, что мы не можем оставить Христа, претерпевшего распятие за спасение всех тех, кто спасается, и что боготворить другого не станем, потому что поклоняемся Ему, как Сыну Божию, но что любим по справедливости мучеников и подражателей Господа за их пламенную любовь к Царю нашему и Спасителю. Да последуем примеру их и разделим их участь!
Сотник, услышавши рассуждение евреев и желая прекратить их, приказал сжечь тело, но мы собрали кости, считая их дороже золота и драгоценных камней, и положили в приличное место".
В это же время путешествовал из Далматии в Кампанию один молодой христианин, вероятно, от рода славянского, знатный происхождением, статный и прекрасный собою: "Муж млад лет, но нравом и христианскою мудростию стар, лицом честен, и всем телом изряден, благодатию же и святынею изряднейший, светел благородием, светлейший же верою, имя ему Иулиан". Близ города Анагни встретился святой Иулиан с римскими воинами, разосланными по всей Кампании для отыскивания христиан, и приветствовал их христианским словом: мир вам, братия! "Кто ты и откуда?" – спрашивали воины, уже из кроткого обращения угадывая, что встретившийся с ними незнакомец должен быть христианин. Раб Божий, желающий страдать и умереть за Христа, безбоязненно отвечал: "Я – христианин, называюсь Иулианом, мое отечество Далматия, а прохожу эти страны с проповедию евангельскою, всюду увещевая людей, чтобы они отверглись идолов и познали единого истинного Бога и Христа Господа моего, за Которого я хочу положить душу свою".