Рассказы из истории христианской Церкви

Обыкновенное наказание состояло в бичевании, которое производили розгами или же бичами с металлическими острыми костями, которые назывались скорпионами, иногда – бичами из медной проволоки, к концам которых приклеплялись свинцовые шарики. Под этими ударами многие свв. мученики испускали дух; других вешали за руки и ноги, или же за волосы, привязывая к ногам разные тяжести; иных опаляли медленным огнем, раздирая в то же время плоть их железными гребнями до того, что открывались внутренности их, и дым задушал свв. мучеников. Известна геройская твердость св. Лаврентия, который, лежа на раскаленной решетке, спокойно сказал мучителю своему: "Испеклось, оборачивай". Чтобы умножить мучения, на свежие раны посыпали соль, лили уксус, и, если они начинали сколько-нибудь закрываться, вновь растравляли. В продолжение мучения беспрерывно вопрошали исповедников, отрекаются ли они от Христа, и каждое слово их, а равно и вопросы мучителей скорописцы записывали. Эти-то подлинные акты мучений, хранившиеся при судилищах, послужили впоследствии времени Памфилу и особенно другу его, любознательному Евсевию, материалом для истории первенствующей Церкви. В свое время христиане покупали их дорогою ценою у язычников, переписывали и читали в свв. собраниях своих для утешения и назидания.

Тех, которые оставались в живых после первых мучений и бестрепетно продолжали исповедывать имя Христово, отсылали в темницу, дабы новыми тягчайшими мучениями принудить их к отречению от Христа. Темницы эти составляли те же мучения: христиан заключали в мрачные и удушливые подземелья, обременяли ноги, руки и шеи их тяжкими колодками или цепями, иногда усыпали пол черепьями или битым стеклом и на нем распростирали изъязвленных свв. исповедников, так что руки и ноги их были закованы порознь. При жестокости гонений и многочисленности заключенных христиан, темницы часто обращались для свв. исповедников в богослужебные места. Там они пели псалмы, читали молитвы, а иногда, за недостатком престола, грудь какого-нибудь исповедника, окованного и распростертого, служила алтарем для принесения бескровной жертвы. Но, вообще, христианам не дозволяли иметь никакого сообщения с другими, даже с стражами их, потому что, смотря на кротость и терпение христиан и вслушиваясь в пения и молитвы их, стражи и воины нередко обращались ко Христу. Однако, эта предосторожность не мешала заключенным христианам иметь сообщения с братиями своими. Воодушевленные благодатию на подвиги служения ближним, диаконы проникали в них с вспомоществованиями для братий, чаще всего с св. дарами и утешительными посланиями от родных и знаемых или от пресвитеров и предстоятелей церквей. Так, св. Леонид утешен был в заключении письмом юного сына своего Оригена, который воодушевлял его на подвиги мученичества. Впрочем, по рассчитанному коварству, язычники иногда нарочно пускали к заключенным таких лиц, которые, по их мнению, должны были поколебать твердость свв. исповедников, как-то: супруг, детей, отца, мать и других ближних, но почти не было примера, чтобы и это трогательное зрелище производило отступников.

Читать  Сын человеческий

Когда все меры угроз и прельщения оставались недействительными, свв. исповедников осуждали на казнь, которая, по большей части, производилась вне города. Эти казни были неодинаковы, но столь разнообразны и жестоки, что казались скорее изобретением ада, нежели подобных же людей. Многие умирали на крестах, пронзенные стрелами, других посекали мечом, низвергали с стремнин, бросали в моря, реки, в кипящую смолу, побивали камнями, изъязвленных влачили по стогнам, сожигали на кострах, предавали зверям на растерзание, зашивали в кожи звериные, и, осмолив, зажигали… О, поистине, это было то скорбное время, о котором предрек Спаситель: "Приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу?"

Несмотря на ярость мучителей и жестокость мучений, христиане не страшились тайно и явно сопровождать к месту казни братий своих. Там принимали они от них последние завещания, укрепляли их в подвигах мученичества, собирали полотенцами кровь их и особенно св. останки их, пощаженные пламенем или зубами зверей. Они ничего не щадили, чтобы достать от мучителей эти священные останки, которые потом с честью погребали в местах собраний своих, на гробах их поставляли алтарь и ежегодно совершали память брата, положившего душу свою за веру Христову, для того, как говорили христиане, чтобы чрез это засвидетельствовать общение наше с доблестным подвижником. И, действительно, иногда, во время этих служений, св. мученик оставлял горний мир и являлся земной братии своей для воодушевления и подкрепления веры их. Так, писатель мученичества св. Игнатия Богоносца говорит: "Совершив молитвенное служение Господу, мы уснули, и некоторые из нас видели блаженного Игнатия, который как будто нисходил и обнимал всех нас, другие видели его молившегося вместе с нами и проч." Что касается самих свв. исповедников, то, на месте казни, они отверзали уста свои только для восхваления имени Божия, испрошения Его помощи в предстоявших муках, для назидания братии, для молитвы об обращении язычников и прощении им жестокости их. Они никогда не забывали высокого Образца своего, Который молился за распинателей Своих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *