Приближалось время, когда страшная казнь дол-жна была постигнуть иудеев, которые с таким безумным упорством отвергали истину и спасение. Подданство римлянам становилось для них тяжелым; и они волновались беспрестанно, ожидая со дня на день появления Мессии, Который бы освободил их от ненавистного ига и возвеличил их над всеми народами мира. Римское правительство принуждено было силою усмирять эти волнения, и ожесточение иудеев возрастало. Все служило для них предлогом к восстанию; всякая мера римского правительства возбуждала негодование; вся страна волновалась. Являлись беспрестанно лжепророки, которые приобретали влияние над народом, обещая ему от Господа знамения и чудеса. Иудеи были в таком напряженном состоянии духа, что готовы были верить всякому, кто льстил их надежде на независимость, и бросаться в самые отчаянные предприятия. Волхвы и чародеи прельщали народ мнимыми чудесами, предвещавшими, будто бы, скорое избавление; лжепророки уводили огромные толпы народа в пустыню для того, чтобы там ожидать явления Мессии. Какому-то египтянину удалось собрать вокруг себя на гору Масличную до тридцати тысяч человек. Он звал их идти на Иерусалим, чтобы освободить святой город от позора чуждого владычества и обещал им, что стены города падут от одного его слова. Только силою оружия успели разогнать это сборище.
Понятно, что римским правителям было трудно ладить с беспокойными иудеями. Исповедуя не одну с ними веру, они, иногда даже без умысла, нарушали священные для народа обычаи, и это всякий раз приводило иудеев в крайнее раздражение. Римское знамя во святом городе, языческая стража у дверей храма, – все казалось иудеям умышленным поруганием их святыни, и производило кровавые смуты. Некоторые из римских правителей щадили эту раздражительность покоренного народа, и избегали тщательно всего, что могло бы показаться ему нарушением священных законов и обычаев; но два последние правителя, Альбин и Гессий Флор, довели иудеев до отчаяния корыстолюбием своим и всевозможными притеснениями. Тогда иудеи, потеряв всякое терпение, решились взяться за оружие, и вскоре восстание, как пламя, охватило всю страну.
Под предводительством смелых и отчаянных вождей, преимущественно из Зилотов, иудеи овладели крепостью Массадою и перерезали в ней весь римский гарнизон. Умеренная партия еще хотела удержать народ от решительного разрыва с римлянами, но советов и убеждений уже не слушались. Зилоты с приверженцами умертвили первосвященника Ананию, который советовал им покориться. Сожгли дворец царский и затем предали огню архив, в котором хранились домовые записи, чтобы тем привлечь к себе более народа. Затем они вскоре овладели главною римскою крепостью в Иерусалиме.
Это явное восстание вспыхнуло в 66 году. Вероятно, успехи иудеев были бы значительны, если бы при самом начале войны не возникли между ними раздоры, которые сделались главной причиною их бедствий. Начальником мятежников был Манолим, сын Иуды Галилеянина. Представляя себя горячим ревнителем закона, и проповедуя восстание против римлян, Манолим приобрел огромное влияние над народом. Первые успехи его еще усилили это влияние, и он стал в Иерусалиме править с властию почти царской. но это возбудило против него другого искателя власти, Елеазара, сына убитого первосвященника Анании, и он стал вербовать себе приверженцев для того, чтобы свергнуть власть Манолима. Это ему удалось; неожиданно напав на Манолима, он предал его казни, и сам принял начальство. Затем он осадил крепость, в которой еще держались остатки римского гарнизона, и, наконец, убедил римлян сдаться, обещая даровать им свободу и жизнь. Римские воины, долго терпевшие голод, поверили обещанию, сдались, и были все до одного перерезаны иудеями.
Это ужасное вероломство совершилось в день субботний, самые виновники устрашились своего злодеяния, и уныние и страх наполнили все сердца: кто ожидал страшного возмездия от римлян; кто страшился проявления гнева Господнего за злодеяние и нарушение священного дня. Уже дело зашло так далеко, что война была неизбежна.
Римский правитель Сирии, Кестий Галий, видя повсюду возмущение и беспорядки, двинул сильное войско в Иудею. Он легко овладел некоторыми городами Галилейскими: Лиддою, Завулоном, и остановился в нескольких стадиях от Иерусалима. В Иерусалиме было в это время огромное стечение народа, по случаю праздника кущей. Но, несмотря на святость праздника, иудеи собрали значительные силы, и с яростию напали на римлян, которые принуждены были отступить, потерпев сильный урон.