Таким образом, опасность для христиан и иудеев была отвращена на время, но лично для апостола Павла дальнейшее пребывание в городе сделалось невозможным, так как одного появления его достаточно было бы для нового воспламенения дикого фанатизма ефесян. Поэтому он поспешил оставить город и направиться в Македонию.
Он нашел церкви Македонии в цветущем состоянии, видел их преданность себе, твердость в вере, укрепленную гонениями, и готовность содействовать сбору милостыни в пользу бедствующих христиан Палестины. Все это было великим утешением для апостола после испытанных огорчений и невзгод. Между тем, наступал праздник Пятидесятницы, и апостол Павел вознамерился провести его в Иерусалиме. Его неудержимо влекло туда желание еще раз видеться с многочисленными учениками своими, он предчувствовал, что свидание это будет последним, прощальным, и в самом деле, ему предстояли там узы и скорби.
Прибыв в Иерусалим, Павел был принят верующими с великою радостью; но неуверовавшие иудеи ненавидели Павла и считали его разорителем закона. В них жила еще та гордая мысль, что истина открыта одному избранному народу, и что прочие народы не равны иудеям. В своем фанатическом озлоблении они стали обвинять Павла, что он учит против закона Моисеева, и что он осквернил их храм, взяв туда с собою иноплеменника-язычника. Сделалось страшное смятение, и только при помощи отряда войск римских апостол был вырван из рук разъяренной толпы. Тысяченачальник препроводил его под стражею в Кесарию, к правителю Феликсу. Здесь Павел пробыл два года в заключении, в оковах. В таком трудном положении апостол ободрен был особым откровением от Господа. Среди ночи Господь явился ему и сказал: "Дерзай, Павел, ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме". Это было, действительно, сильным ободрением для апостола язычников: пронести свою проповедь до Рима было его давнишним желанием, – и вот теперь Господь открывает ему, что это желание его исполнится, и что настоящие узы не остановят его проповеди и не помешают ему исполнить его великое призвание. Терпеливо сносил апостол свое заточение, а когда Феликс был сменен другим проконсулом, Фестом, то Павел, как римский гражданин, потребовал у него суда кесарева, и Фест решил отправить его в Рим.
Путешествие это было на корабле очень опасное и в то же время очень славное для имени Христова и для св. апостола Павла. Когда корабль был около острова Крита, поднялась сильная буря, грозившая гибелью корабля. Все были в отчаянии. Апостол имел видение, в котором было открыто ему, что ни один человек не погибнет, а только корабль. Апостол объявил об этом своим спутникам, тогда и все ободрились. На четырнадцатую ночь корабль, действительно, разбился около острова Мальты. Но все, бывшие на корабле, по словам апостола, спаслись на обломках его. Жители Мальты встретили потерпевших путников очень ласково: на берегу острова разложили огонь, чтобы потерпевшие могли согреться. Апостол Павел вместе с другими бросал в огонь хворост. В это время выскочила из огня ехидна (ядовитая змея) и повисла на руке Павла. Все думали, что Павел умрет. Но он бросил ехидну в огонь и остался невредим. Некоторые приняли его по этому случаю за Бога. Апостол же, проповедуя им царствие Божие, учил их о Господе Иисусе Христе. Он чудесно исцелил от горячки отца правителя острова Мальты и многих больных, приходивших к нему с верою в Господа Иисуса.
Спустя три месяца, Павел и его спутники на другом корабле отплыли в Рим. Тамошние христиане вышли к нему навстречу и с любовию приняли его и благодарили Господа за чудеса, явленные через апостола по пути в Рим. Здесь ему позволено было жить в частном доме под надзором воина.
Пользуясь свободой, ап. Павел ревностнопроповедовал евангелие иудеям и язычникам, в течение двух лет, до освобождения своего от уз. Множество людей за это время обратил он к Богу и между прочими Онисима, сделавшегося впоследствии епископом в Ефесе и ревностным распространителем учения Христова. Упорствующих же в принятии проповедуемой им истины ап. Павел укорял словами пророка Исаии: "Слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите: ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их" (Исаии VI, 9, 10).
Освободившись от уз, апостол Павел предпринял свое четвертое и последнее путешествие, во время которого он распространял и утверждал учение евангелия в Азии, в Испании, в Греции и в Македонии и, наконец, прибыл опять узником в Рим и здесь, содержимый под стражей, он писал, по вдохновению Святого Духа, послания, в которых излагается учение веры Христовой и содержатся правила христианского учения.
