Сделавшись представителем христианства, св. Амвросий начал склонять императора Грациана к изданию указа об отнятии у язычества всех имений, которые принадлежали капищам, и с которых доходы шли на содержание жрецов и на издержки жертвоприношений. Вскоре последовали новые враждебные древней религии Рима указы Грациана: были уничтожены почести и преимущества языческих первосвященников и весталок; а для того, чтобы язычество, лишенное главных богатств своих, впредь не могло возвратить к себе этих источников привязанности к нему его последователей, Грациан, по убеждению Амвросия, навсегда воспретил жрецам принимать что-либо из недвижимого имущества. Можно себе представить, как горько было разочарование язычников, обольщенных сладкими надеждами на царствование молодого Грациана. Обыкновенно кроткий и снисходительный, Грациан является теперь совершенно не таким по отношению к язычеству. Но св. Амвросий не мог удовлетвориться всем этим; он глубоко убежден был в необходимости сокрушить язычество и, все более и более вооружая императора против врага христианства, решился, наконец, склонить его к удару самому сильному для язычества. Особенный предмет политико-религиозной гордости язычников составляла статуя богини Виктории (Победы), находившаяся в курии Юлианской, обыкновенном месте заседаний сената, и превращавшая сенат в какое-то совершенно языческое святилище. Статуя эта была для римлян как бы эмблемою древней славы и величия империи, олицетворением самого Рима, могучего и славного. Давно уже христианские императоры старались очистить сенат от следов идолослужения. Констанций, несмотря на ропот языческих сенаторов, приказал вынесть статую "Победы" из сената; но при Юлиане Отступнике она снова возвращена туда, и с того времени оставалась там неприкосновенною. Навсегда лишить язычников этого главного предмета их политико-религиозной гордости и таким образом отнять у язычников повод к суеверию и смирить гордые чувства их, поддерживавшие в них упорство в язычестве, – было заветною мыслию Амвросия и это было последним делом руководимого святителем Грациана против язычества.
В 382 г. указом императора повелено было навсегда вынести из сената алтарь и статую "Победы". Язычники и особенно римский патрициат жалобою и криком огласили Рим. Решено было послать императору депутацию, чтобы непременно испросить у него восстановления в сенате алтаря "Победы" и возвращения имуществ. Поборники язычества рассчитывали на важность своих требований, на красноречие своих ораторов, которых заклинали употребить все свое искусство для защиты богов. Но для более верного успеха депутации решились употребить еще особенное, самое патетическое, по их мнению, средство, именно: поднести Грациану одежду верховного первосвященника, как знак древней почести и высокого достоинства императорской власти. Язычники уверены были, что он не откажется принять это блестящее украшение, составлявшее гордость древних императоров и дававшее им права на божеские почести. А согласившись облечься в одежду первосвященника, он не останется уже нечувствительным к главному предмету просьбы их, возвращению отнятых привилегий и имуществ, обеспечивавших благосостояние языческой религии. С такими мыслями и надеждами депутация отправилась к Грациану.
Но, к славе Амвросия, и христиане бодрствовали и не желали сделать шаг назад в то время, когда все обещало им окончательную победу над древним суеверием. В виду жалоб и деятельности партии языческой, члены сената из христиан соединились также, и протесту языческого патрициата противопоставили протест и с своей стороны, объявив, что если товарищи их язычники получат удовлетворение, то они навсегда отказываются вперед являться в присутствии сената. Великий святитель не замедлил сам явиться к императору с ходатайством за веру Христову и верных сенаторов; он передал Грациану врученный ему протест христиан и тогда только кончил беседу свою с императором, когда увидал в последнем самую непоколебимую решимость во всем отказать язычникам, несмотря на то, что отказ этот был далеко не безопасен для Грациана. Понятно, какая жалкая сцена ожидала теперь депутацию представителей язычества во дворце императора. Когда она, имея во главе красноречивого Симмаха, приготовившегося уже поражать силою своего слова молодого Грациана, прибыла во дворец, ей отказано было даже в аудиенции. Также напрасными остались и расчеты язычников на честолюбие императора. "Украшение языческое неприлично христианину", – ответил Грациан на желание облечь его в одежду верховного первосвященника. И самое патетическое средство язычников оказалось, таким образом, бессильно. Депутация, смущенная столь неожиданным и даже странным для нее приемом во дворце императора, должна была возвратиться в Рим с большим уроном для язычества; язычество теперь не только не возвратило утраченного, но и понесло новый решительный удар.
Борьба с язычеством в его разложении не стоила Амвросию большого усилия, но святому мужу пришлось вести долгую и смертельную борьбу против арианской ереси.
Императрица Юстина, мать Валентиниана младшего, была убежденной и страстной арианкой. Она окружила себя арианским духовенством, арианскими министрами и арианскими телохранителями из готов. С крайним неудовольствием смотрела она на постепенное исчезновение арианства в Италии, и именно вследствие учения и влияния великого епископа медиоланского. При жизни Грациана, который любил Амвросия, как отца, не осмеливалась принимать никаких открытых мер. Но по смерти его, когда она стала регентшей для царственного мальчика, находившегося в значительной степени под ее властью, она сочла себя в праве потребовать для арианства некоторых привилегий.