Рассказы из истории христианской Церкви

"В театре, – говорил Златоуст, – слушатель тотчас воспламеняется огнем нечистой любви. Если мало взора блудницы зажечь сердце, то голос ее влечет в погибель… и не только голос и взор, но и самые одежды блудниц приводят в смущение жителей… В театре, когда посмотрят на блудницу в золотом уборе, бедный станет плакать и рыдать, видеть, что жена его не имеет ни одного из сих украшений; а богатые после такого зрелища будут презирать и отвращаться своих супруг. Как скоро блудница представит жителям и одежду, и взор, и голос, и поступь, и все, что может возбудить любострастие, они выходят из театра, воспламененные страстию, и возвращаются домой уже пленниками. Отсюда происходят обиды, бесчестия, вражды, брани и каждодневные случаи смертные, и жизнь – не жизнь такому пленнику. Жена ему уже не мила, дети не по прежнему любезны, весь дом приходит в беспорядок; самый свет солнечный для него кажется несносным.

На сколько укоренилась в жителях Константинополя страсть к театру, видно из следующего обстоятельства. В начале второго года епископства св. Иоанна Златоуста, в среду Страстной недели, в окрестностях Константинополя разразилась ужасная буря. Испуганный народ бежал в храмы умолять Бога о помощи. Св. Иоанн назначил общественное молебствие и крестный ход. Но лишь только беда миновала, народ забыл Бога и в Страстную пятницу отправился на конское ристалище, а на другой день – в театр. Св. архипастырь был так поражен этим поведением граждан константинопольских, что даже в торжественный день св. Пасхи вместо приветственного и радостного слова обратился к народу со строгими обличениями.

– Сносно ли, стерпимо ли это? – взывал св. пастырь. – Вам самим на вас же хочу жаловаться. После продолжительных бесед и наставлений иные из вас, оставив меня, устремились смотреть на ристание коней и предались такому неистовству, что целый город наполнили воплями и бесчинными криками, побуждающими к смеху, или, лучше сказать, к слезам. Тогда, сидя дома и слыша раздающиеся голоса, страдал я более обуреваемых в море. Как те, в крайней опасности от волн, ударяющих в стены корабля, пребывают в страхе, так и для меня поразительны были несносные эти клики; поникнув в землю, закрывал я себе лицо, а, между тем, одни срамили себя вверху, другие внизу рукоплескали возницам и кричали громче первых. Что скажем, чем оправдаемся, если какой чужеземец предстанет с обвинением и спросит: это ли город апостольский, приявший в себе такого учителя? Это ли народ христолюбивый – зрелище не лицедейное и духовное? Не почтили и того дня, в который предложены для поклонения знамения спасения рода нашего. В пяток, когда Владыка твой распят был за вселенную, принесена великая жертва, отверст рай, разбойник введен в древнее отечество, разрешена клятва, истреблен грех, прекращена долговременная брань, совершено примирение Бога с человеками, – в этот день, оставив церковь, духовную жертву, собор братий, презрев досточтимость поста, ты, пленник диавола, отведен был на это позорище. Стерпимо ли, сносно ли это?

Читать  Иудейские древности

После сего Златоуст с глубокою скорбию напоминает жителям Константинополя о недавно угрожавшем им Божием гневе, едва отвращенном общественными молениями.

– Как же нам умилостивить Бога? Как умиротворить Прогневанного? Три тому дня, как проливной дождь все уносил, из уст земледельцев, так сказать, вырывал пищу, к земле приклонял разботевшие класы, и все повреждал чрезмерным избытком влаги. Тогда были молебствия и молитвословия, весь город наш, подобно потоку, устремился к апостолам. И, не устрашившись грозных событий, не вразумившись величием апостольских преуспеяний, вдруг, по прошествии одного дня, ты скачешь и вопишь, нерадя о душе своей, пленяемой, влекомой страстями? Не знаешь разве, что Бог потребует у нас отчета за каждый день нашей жизни, на что употребили оный? Что скажем? Чем оправдаемся, когда потребуется у нас отчет и за этот день?

Прошло около четырех лет со времени вступления св. Златоуста на константинопольскую кафедру. Его труды не остались без благих последствий. Духовенство было устроено, ереси стеснены, бедные больные снабжены посильным вспоможением, господствовавшие страсти в обществе теряли прежнюю силу, и, как выражается Палладий, любители народных зрелищ, благодаря неутомимой ревности и увлекательному красноречию св. Златоуста, перестали ходить в театры – в эти училища диавола, и вместо того с радостию посещали храмы Божии. Вообще, Константинополь совершенно изменился. Но такие мудрые преобразования не могли совершиться беспрепятственно: ревность святого архипастыря к истреблению нравов возбудила против него множество врагов во всех слоях общества.

Читать  Библия

Между враждовавшими против него епископами первое место занимал Феофил александрийский, завидовавший св. Златоусту и досадовавший на него за то, что не успел воспрепятствовать его посвящению в епископа. Между священниками и диаконами вооружались против него люди корыстолюбивые, люди с буйным характером, – вообще все те, для которых чистая жизнь и благочестивый пример св. Златоуста служили укоризною и пороки которых подвергались обличению ревностного архипастыря. В числе врагов святителя были некоторые из благородных и богатых женщин, которые своим богатством содействовали врагам святителя. Все эти лица, ненавидевшие Златоуста, изыскивали случаи, чтобы его оклеветали. Скоро они нашли себе сильную союзницу в лице императрицы. Евдоксия, жена императора Аркадия, была женщина необыкновенно сребролюбивая, и в то же время гордая и раздражительная; она наполнила свой двор доносчиками, которые клеветали на невинных людей, захватывали имения богатых по смерти их, не взирая на обиду детей и других законных наследников. А св. Иоанн постоянно восставал против сребролюбия в народе, а потому беседы его против сребролюбия и жестокости властелинов болезненно раздражали императрицу. Враждебные Златоусту епископы пользовались всяким случаем, чтобы возбудить императрицу против Златоуста. А так как не находилось ничего достаточного к обвинению, то они стали внимательно следить за его поучениями, имея в виду заметить что-либо к его осуждению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174

Вы также можете почитать…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *